Боковые зеркала заднего вида и как их правильно настроить

Сегодня боковые зеркала заднего вида в автомобиле – привычный и важнейший атрибут обеспечения безопасности движения. С каждым годом эта простая, на первый взгляд, деталь становится все более сложной в техническом плане и обретает дополнительную функциональность.

Сегодня боковые зеркала с электроприводом и обогревом уже не выглядят чем-то новым, а появление датчиков «мертвых зон» позволило повысить общую безопасность движения.

В данном материале мы постараемся наиболее полно рассказать о том, как появились боковые зеркала, какую функциональность обрели за годы своего существования и какими перспективами в своем техническом развитии они обладают.

История появления и развития

Существует несколько версий, когда человек впервые догадался использовать зеркало для анализа дорожной обстановки позади автомобиля. По некоторым данным, впервые зеркало появилось в автомобиле Rolls-Royce, который увидел свет в 1906 году.

По другой информации, этот факт – лишь литературный вымысел писательницы Дороти Левитт, которая в своей книге «Женщина и автомобиль» советовала тогдашним автомобилисткам (книга как раз вышла в 1906-м) использовать зеркальце для того, чтобы видеть происходящее позади авто.

Как бы то ни было, официально впервые зеркала заднего вида стали использоваться в автомобилях в 1911 году. Первое зеркало было использовано на гоночном автомобиле Marmon 32 – участнике гонок «500 миль Индианаполиса».

Собственно говоря, ни о каком серийном комплектовании машины зеркалом речи не шло – гонщик Рэй Хэррон лишь решил таким нехитрым способом собственную проблему – отсутствие персонального механика в гонке, который предупреждал о происходящем позади болида.

Оригинальное решение сразу привлекло всеобщее внимание, как гонщиков, так и производителей автомобилей, отдавших должное простоте и удобству новшества. Особенно запоминающимся случай стал после победы гонщика в данных соревнованиях, и уже спустя год после знаменательной гонки Элмер Бергер представил штатное зеркало для серийного автомобиля.

Надо сказать, что внедрение зеркал не происходило одномоментно. Многие крупнейшие производители автомобилей продолжали игнорировать нововведение, и толчком к повсеместному появлению зеркал стал лишь трагический случай 1955 года в Ле-Мане, когда гоночный болид Mercedes-Benz 300 SLR после сильного удара в кормовую часть перелетел через защитные заграждения и обрушился на трибуны со зрителями.

В результате этой крупнейшей в истории гонок катастрофы погибло порядка восьмидесяти человек, а специалисты пришли к выводу, что применение зеркал на болиде позволило бы избежать трагических последствий.

Видео — о зеркалах заднего вида в программе «Главная дорога»:

Вплоть до 50-х годов использовалось лишь внутрисалонное зеркало заднего вида, но при этом автомобили не комплектовались боковыми отражающими элементами.

Лишь увеличение плотности транспортного потока вынудило автопроизводителей устанавливать зеркала по бокам. Для начала ставилось лишь одно дополнительное зеркало справа (или слева, в зависимости от посадки водителя), и лишь позднее стали применяться зеркала с обеих сторон кузова.

В Советском Союзе до самого последнего времени машины штатно комплектовались лишь одним боковым зеркалом при том, что второе являлось опциональным и не считалось обязательным. В частности, такое положение дел существовало для ВАЗовской продукции еще в 90-е годы ХХ века, а городская малолитражка «Ока» производилась в подобном исполнении вплоть до завершения своего производства.

Интересной особенностью западного автопрома в середине ХХ века (это же касалось и японских автомобилей) была установка боковых зеркал на крыльях автомобиля. С точки зрения эргономики такое решение было весьма оправдано, поскольку водителю не требовалось переводить взгляд для того, чтобы оценить происходящее позади транспортного средства.

К выводу из оборота подобных зеркал привело лишь то, что они сильнее загрязнялись, а также не могли (на том уровне технического развития) оперативно регулироваться в процессе движения.

Позднее, с появлением электроприводов, способных решить данную проблему, оказалось, что мода подобной компоновки ушла в небытие, однако ничто не исключает ее возможного возрождения в будущем на качественно новом конструктивном уровне.

Зеркала заднего вида

Сегодня в мире существует большое число различных вариаций боковых зеркал заднего вида. К ним можно отнести обычные зеркала, решения с дополнительными отражающими элементами, позволяющими оценивать ситуацию в «мертвых зонах», а также зеркала заднего вида с электроприводом и обогревом.

Обычные

Обычное зеркало заднего вида по своей конструкции мало отличается от самых первых зеркал и представляет собой отражающий элемент, положение которого регулируется водителем вручную снаружи или изнутри автомобиля.

В первом случае зеркало выполнено в подвижном корпусе, который можно наклонять по нескольким направлениям. В частности, такое решение использовалось на ранних ВАЗах, вплоть до модели ВАЗ-2106, а минусом была необходимость открытия окна для доступа к зеркалу.

Позднее боковые зеркала стали оснащаться механическим регулятором, который представляет собой встроенный механизм с рукояткой, располагающейся внутри салона. Собственно, именно такого типа зеркала обычного типа и используются сегодня.

Дополнительные зеркала слепых зон

Отдельно следует упомянуть боковые зеркала, оснащаемые отдельным сферическим зеркальным элементом, призванным улучшить мониторинг «слепых зон» вокруг автомобиля. В большинстве своем, подобные элементы продаются отдельно и могут быть установлены на любое штатное зеркало.

Видео — о тесте слепых зон на автомобилях Тесла:

Они представляют собой миниатюрное зеркальце со сферической линзой, которое дает большой угол охвата происходящего позади. Минусом при этом выступают сильные искажения, которые не позволяют оценить ни размеры объектов, ни расстояние до них от автомобиля.

С электроприводом и обогревом

В ходе развития механических зеркал их своеобразным апогеем стало появление боковых зеркал с электроприводом и обогревом. Их отличием выступает наличие встроенного электромеханического привода, который осуществляет перемещение отражающего элемента согласно командам водителя, которые он подает с помощью многопозиционного джойстика. Кроме того, встроенный электромотор позволяет автоматически складывать боковые зеркала при парковке во избежание их повреждений.

Видео — боковое зеркало заднего вида с электроприводом и обогревом на ВАЗ 2114:

Отличительной чертой большинства подобных зеркал выступает наличие электрического подогрева, который реализуется благодаря использованию специальных нагревательных нитей либо подложки, непосредственно встраиваемых в зеркальный элемент.

Обогреваемое зеркало не обмерзает в холодное время года, не потеет и гарантирует высокий уровень обзорности вне зависимости от природных условий. Включение обогрева производится в большинстве автомобилей одновременно с работой обогревателя заднего стекла и не требует лишних движений и операций со стороны водителя авто.

С монитором и камерой заднего вида

Несмотря на то, что сегодня боковые зеркала превратились в весьма сложный технический узел, прогресс не стоит на месте. В последние годы автопроизводители начали наделять зеркала дополнительной функциональностью, в частности, стали встраивать в них специальные датчики, которые благодаря информации с широкоугольной видеокамеры выводят предупреждения о появлении объектов в «мертвых зонах».

Кроме того, многие инженеры говорят о возможности полной замены зеркал видеокамерами, однако пока подобные решения лишь апробируются в концептуальных моделях.

Видео — зеркало заднего вида с монитором:

Связано это с тем, что видеокамера гораздо менее надежна в использовании, легче загрязняется и обладает рядом недостатков, включая возможность возникновения помех в системе электроники.

Именно по этой причине большинство автопроизводителей приходят к выводу, что традиционные зеркала просуществуют минимум еще лет десять и даже больше, и сегодня об их замене речи не идет.

Другое дело, что конструкция отражающих элементов может подвергаться доработкам, и в них, вполне вероятно, будут интегрироваться дополнительные индикационные дисплеи, которые позволят расширить спектр информации, получаемой водителем о происходящем позади транспортного средства.

Как настроить зеркала в машине

Настройку боковых зеркал заднего вида следует производить после того, как водитель наиболее комфортным образом отрегулировал переднее кресло. Следует помнить, что при настройке зеркал важно минимизировать величину «мертвой зоны» и добиться оптимального обзора задней части.

Для правильной регулировки зеркала необходимо настраивать его таким образом, чтобы сзади просматривалась не только полоса движения, но и попадал небольшой край собственного автомобиля. Это важно для эффективной оценки расстояния от движущегося на обгон транспортного средства до вашего авто.

В случае, если вы планируете выполнять парковку задним ходом вдоль бордюра, зеркало имеет смысл опустить таким образом, чтобы в обзор попадал сам бордюр и заднее колесо вашего авто.

Видео — настройка автомобильных зеркал заднего вида:

Настраивая левое зеркало, следует располагать отражающий элемент так, чтобы видеть не только происходящее позади автомобиля, но и ручку задней двери. Подобная конфигурация настройки позволит не только оценивать происходящее, адекватно воспринимать дистанцию до объектов, но и следить за посадкой-высадкой пассажиров, а также степенью закрытия задней двери (если ваш авто не снабжен сигнализатором закрытия дверей).

Стоит помнить, что эффективность работы боковых зеркал заднего вида намного выше при правильной настройке и внутрисалонного зеркала, которое должно четко отображать происходящее в заднем стекле. То есть, настраивать его необходимо именно на стекло, снижая степень попадания в отражение посторонних элементов (задней полки, подголовников, потолка и т.д.).

Кстати, на многих современных машинах подголовники заднего сиденья имеют утапливаемую конструкцию, и этим следует активно пользоваться в случаях, если вы не перевозите сзади пассажиров.

Если в автомобиле планируется транспортировка детей, нелишним станет установка дополнительного зеркальца, настроенного непосредственно на заднее сиденье, для оценки того, что на нем происходит. Многие минивэны штатно оснащаются подобным зеркалом, которое устанавливается рядом с основным.

Выводы

Как видим, боковые зеркала заднего вида выступают важнейшим элементом безопасности во время езды на автомобиле. Тем не менее, следует помнить, что эффективность использования данного элемента зависит от скрупулезности настройки, а потому на нее имеет смысл тратить достаточное количество времени и внимания.

Следует приучить себя перед каждой поездкой проверять положение зеркал до момента трогания с места и, в случае необходимости, восстанавливать правильные настройки. Только в таком случае езда окажется максимально комфортной, а пользование зеркалами даст максимальный результат.

Стоит помнить о том, что смотреть в зеркало заднего вида следует примерно каждый тридцать секунд во время движения по трассе. Это позволит вам своевременно обнаружить возможную помеху или автомобиль, вышедший на обгон, уже на начальной стадии и обезопасит процесс движения.

Недаром профессионалы говорят, что если водитель не увидел идущий на обгон автомобиль в тот момент, когда он только покинул свою полосу, то он недостаточно часто смотрит в зеркала. Об этом нюансе следует помнить всегда в процессе езды, как в городской черте, так и на шоссе.

Просмотр того, что происходит сзади, не следует игнорировать даже при езде на пустой дороге или на грунтовке. Только в этом случае вы своевременно обнаружите опасность и сможете своевременно принять меры для предотвращения аварийной ситуации.

Как и где можно выполнить подбор щеток стеклоочистителя по марке автомобиля и на что следует обращать внимание.

Что такое одометр автомобиля и его отличие от спидометра.

Как правильно отрегулировать свет фар http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/svetotexnika/kak-otregulirovat-fary.html чтобы он не слепил встречных водителей.

Видео — как правильно настроить зеркала заднего вида: