ДТП — само по себе крайне неприятное происшествие. Если же оно случается за рубежом, где все незнакомо и действуют другие правила, это может вызвать у автомобилиста панику и растерянность. На чьей стороне окажутся представители правопорядка?
Будет ли действовать российская страховка на автомобиль? Вопросов возникнет намного больше, чем ответов, поэтому подготовиться к ним следует заранее.
Собственный автомобиль
Путешествуете ли вы с животным или с личным автомобилем, без оформления соответствующих документов не обойтись. Речь идет о «зеленой карте», без которой въезд в Европу будет запрещен. Этот документ представляет собой заграничный вариант полиса ОСАГО и действует не только на территории европейских стран, но также в Тунисе и Марокко, Иране и Израиле. Страховая выплата по карте варьируется в зависимости от страны посещения, а также зависит от:
- категории транспорта;
- срока оформления страхового договора.
К «зеленой карте» прилагаются отрывные талоны, которые и вручаются второй стороне при столкновении. Если у автовладельца по какой-то причине их нет в наличии, ему придется в устной или письменной форме предоставить данные по карте:
- номер документа;
- телефон и адрес официального представительства «Зеленой карты» в стране нахождения.
Следующим обязательным документов является Accident statement – европейский эквивалент протокола происшествия. Всем водителям рекомендует заблаговременно запастись распечатанными бланками, которые можно скачать со специализированных сайтов перед совершением поездки.
Заполняется он всеми участниками столкновения, чтобы каждый имел собственный экземпляр на руках для дальнейшего оформления документов и страховки.
При его составлении действуют строгие правила: писать исключительно шариковой ручкой, темными чернилами, можно по-русски, но латинскими буквами. Не стоит пропускать пункты, лучше попросить помощи в заполнении у сотрудника полиции или другого водителя, чтобы отразить в документе полную информацию о случившемся. По заполнении бланк подписывается каждым участником аварии и не позднее двух недель со дня инцидента направляется страховой компании, которая выдала «зеленую карту».
Следует отметить еще одну обязательную деталь европейских ПДД. Во многих странах водители, попавшие в ДТП, не должны выходить из машины без специального жилета со светоотражающими элементами. Поэтому перед заграничным путешествием необходимо приобрести и всегда иметь в автомобиле этот элемент одежды.
Арендованный автомобиль
Общий порядок действий будет такой же, как и в предыдущем случае, но с большими проблемами для автомобилиста. В данной ситуации нельзя будет обойтись без привлечения полиции и решить дело мирным путем, договорившись с другим водителем. Об аварии обязательно следует сообщить в пункт проката, где скажут, что делать с автомобилем. Большие фирмы имеют собственные эвакуаторы как раз для таких случаев, некоторые имеют договорные отношения с автосервисами и заказывают эвакуатор оттуда, а какие-то «повесят» разрешение проблем на автомобилиста.
Скорее всего, сотрудники проката попросят официальную справку о случившемся ДТП, поэтому ее сразу необходимо попросить у представителя власти.
Привлечение полиции
Автомобилисты разных стран мало чем отличаются друг от друга, касается это и аварийных ситуаций. Если в столкновении нет пострадавших, виновник происшествия признает свою вину и готов компенсировать ущерб, то в вызове полицейских нет нужды. Участники ДТП имеют право самостоятельно разобраться в ситуации и прийти к удовлетворяющему стороны компромиссу.
Если же договоренность не достигнута или кто-то из участников получил травмы, без привлечения полиции не обойтись. Следует приготовиться к тому, что стражи порядка автоматически примут сторону своих соотечественников. К этому надо отнестись с должным пониманием и выработать определённый образ поведения. Не конфликтовать, но и не брать на себя всю вину, четко рассказать о случившемся, соблюдать уважение к представителю власти и соблюдать букву закона, но не поддаваться давлению и не подписывать никаких непонятных документов.
Еще до приезда полиции стоит самостоятельно зафиксировать место происшествия на фото или видеокамеру, тщательно отмечая все важные моменты, повреждения всех автомобилей, даже лица очевидцев. Не известно, что из снятого поможет в будущем при разбирательстве и кого предстоит привлечь в свидетели. При владении иностранным языком можно поговорить с очевидцами, попросить их контактные данные, а заодно и как можно больше узнать о других участниках аварии, их паспортные данные и номер страховки. В случае судебной тяжбы лучше быть всесторонне подкованным, хотя в Европе и не распространены случаи мошенничества в аварийных ситуациях.
Порядок действий при аварии
Если российский автомобилист на своем или арендованной автомобиле попал в ДТП в другой стране, он должен сделать следующее:
- Остановить автомобиль и включить аварийные сигналы.
- Надеть специальный жилет, выйти из салона и установить аварийный знак (следует заранее ознакомиться с ПДД той страны, куда планируется поездка, так как расстояние выставления знака в зависимости от страны может различаться).
- При отсутствии пострадавших и желании заключить мирное соглашение стороны обмениваются отрывным талоном «зеленой карты» и заполняют бланк европротокола.
- При наличии пострадавших вызывается служба спасения по телефону 112, которая пришлет и медиков, и полицию на место происшествия.
Важные рекомендации
Чтобы не попасть в неприятное положение, автомобилист не должен:
- подписываться под документами, смысл которых ему не вполне понятен;
- при общении с полицией признавать своей вины;
- доверять эвакуацию своего или арендованного автомобиля незнакомым лицам, лучше иметь контактный номер проверенной организации и вызвать его представителей самостоятельно.
Автомобилист должен понимать, что в чужой стране ему придется следовать чужим правилам. Чтобы облегчить себе жизнь, ему необходимо самостоятельно о себе позаботиться: иметь все необходимые документы, быть законодательно подкованным, записать все номера телефонов, которые могут понадобиться в разных ситуациях и не паниковать.