Если не Lixiang, то кто? Как продаются последовательные гибриды в России и есть ли у них перспективы?

С недавних пор российский покупатель начал выделять последовательные гибриды среди прочей «зелени», ибо такие модели стали заполнять в России нишу ушедших люксовых марок — Mercedes-Benz, BMW и Audi. При этом для многих молодой китайский бренд Lixiang как раз и стал синонимом последовательного гибрида — по примеру того, как все копировальные аппараты называют «ксероксами».

По итогам четвертого квартала 2024-го Lixiang занял на российском рынке 15-е место, а по итогам всего года стал 13-м, обойдя многие официально представленные лейблы — к примеру, JAC, GAC — и уступив Москвичу символические несколько десятков экземпляров. Феномен Лисяна в России тем интереснее, что у Li Auto нет представительства, при этом с февраля прошлого года пропала возможность ввозить эти машины по схеме параллельного импорта. Наконец, Лисяны в России стоят очень дорого: тот же L9 идет по цене малогабаритной однокомнатной квартиры в собянинских новостройках, возведенных по программе реновации. Феномен Lixiang в Китае в другом: марка родилась не в недрах крупного концерна, как, к примеру, Zeekr у Geely, а на пустом месте. В 2015 году бизнесмен Ли Сян основал Li Auto, сам встал у руля фирмы, в 2019-м выпустил первый автомобиль Li One, а спустя пять лет — в 2024-м — продал в Китае уже полмиллиона машин, показав рост на треть по сравнению с 2023-м. Таким образом Lixiang занял 14-е место на очень высококонкурентном рынке.

Впрочем, переходим к российским продажам Lixiang 2024 года. Их пик пришелся на первый квартал, ибо в январе и феврале, а равно и в 2023-м Li Auto можно было завозить в «параллель». После февраля, по мере истощения складов импортированных ранее машин, сбыт стал падать, однако под конец года дилеры Li Auto снова нарастили продажи: в четвертом квартале марка прибавила 40% по сравнению с третьим! Это говорит о том, что участники рынка адаптировались к таможенным барьерам, введенным правительством РФ. В целом по году Lixiang нашел в России 23 219 покупателей, из которых более 13 тысяч приобрели образцы 2024 года выпуска. По моделям имеем следующую картину: лидирует полноразмерный Li 7 — 11 652 штуки, за ним идет более крупный Li 9 — 8969, замыкает тройку L6 — 2378. Остальные модели продаются штучно.

Интересно, что бренд Aito, который в Китае разошелся в 2024 году тиражом без малого в 400 тысяч штук, россияне напрочь игнорируют: не помогает и тот факт, что его распространяет бывшее представительство «Мерседес-Бенц Рус» (ныне «МБ Рус»). Марка нашла в России 2344 покупателя, притом что еще 11 человек умудрились-таки приобрести те же самые Aito, только в экспортном исполнении, под названием Seres, которое было официально презентовано весной 2024 года. Напомним, что, по идее, название Aito должно использоваться только в Китае. На первом месте здесь идет кроссовер М5 (1305 штук), за ним — М7 (825), замыкает тройку М9 — 214.

Еще одна гибридно-последовательная марка — Wey (принадлежит Great Wall), как выяснилось, совершенно не интересует россиян. Хотя в Китае Wey и показывает рост, абсолютные цифры пока не так велики, как у названных конкурентов, — чуть более 50 тысяч машин в 2024 году. А вот в России на Wey набралось только 995 желающих. Из них лишь 440 приобрели машины 2024 года выпуска.

Еще одним заметным игроком остается марка Voyah, которую импортирует «Моторинвест». В 2024 году реализовано 8677 последовательных гибридов, притом что по некоторым моделям предлагаются еще и электрические модификации, однако они пользуются слабым спросом. Интересно, что доля машин 2024 года выпуска в прошлогодних продажах составила только 28%. Это означает, что автомобили подолгу застаиваются у дилеров и не без труда находят покупателей. По моделям картина следующая: лидирует кроссовер Free (7105 штук), остальное приходится на минивэн Dream (1551).

Прочие последовательные гибриды в России продаются в скромных количествах. Вместе с тем имеет смысл обратиться к результатам Chery Tiggo 7 Pro Plug-In Hybrid и Tiggo 8 Pro Plug-In Hybrid. Эти гибриды в зависимости от условий движения предлагают сразу несколько схем работы, одна из которых как раз последовательная, при этом в некоторых режимах двигатель передает мощность на колеса. Интерес покупателей к этим моделям ограниченный, ибо цены кусаются: гибридную «семерку» в 2024 году выбрали 448 человек, и еще 646 — гибридную «восьмерку».

Между тем потенциальным лидером сегмента последовательных гибридов в России можно считать именно Voyah, правда, марка будет претендовать на лидерство даже не в 2025 году, а позже — по мере увеличения утилизационного сбора. Напомним, что с 1 января «утиль» на последовательные гибриды сравнялся с утильсбором на электромобили и машины с ДВС рабочим объемом от литра до двух и составил 667 400 рублей. Вероятно, это не та сумма, которая может ограничить сбыт Лисянов, но по мере ее увеличения это действительно может случиться. В то же время мы писали, что фирма «Эвиа», которая находится по тому же адресу, что и «Моторинвест», и, судя по всему, аффилированная с ним, стала инициатором конкурсного отбора на заключение Специального инвестиционного контракта по выпуску гибридных автомобилей и недавно даже получила первый сертификат на собранную модель. Так что недалек тот день, когда покупатель начнет задумываться: доплачивать ли ему огромный утильсбор за Lixiang или сэкономить, купив Voyah, собранный на «Моторинвесте» в Липецкой области…