Таможня рассылает «письма счастья» лицам, ввозившим иномарки
В распоряжении Autonews появились документальные подтверждения рассылки автовладельцам «писем счастья» от ФТС. Мы выяснили, кому и почему их отправляют. Многие споры уже рассматриваются в суде
Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM
«Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы, а теперь с нас потребовали сотни тысяч», — описал в общении с Autonews.ru свою ситуацию один из получивших уведомление
Нам удалось пообщаться с рядом лиц, уже получивших «письма счастья» от таможни. Все они ввезли за последние годы несколько автомобилей и растаможили их как машины для личного пользования. Транспортные средства были проданы или не встали на учет в ГАИ на граждан, их ввозивших. Ведомство провело проверку и уличило автовладельцев в неправильном расчете утилизационного сбора, а затем потребовало не только недополученную разницу, но и пени.
В некоторых случаях недоимка исчисляется миллионами рублей. Так, с одного из россиян потребовали доплатить 42 млн руб. за ввоз 94 автомобилей.
Люди, которые получили взыскания, считают, что до 1 августа 2023 года в нормативно-правовой базе отсутствовали требования к количеству ввозимых транспортных средств, и пытаются оспорить требования ФТС в судах. Однако, по мнению юристов Ассоциации параллельного импорта, в данном случае неуместно говорить об обратной силе закона или о сроках давности: речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза.
Что произошло
В редакцию Autonews.ru обратились граждане, ранее ввозившие в Россию через страны Таможенного Союза транспортные средства. При таможенном оформлении эти машины проводились как автомобили для личного пользования: они таможились на физических лиц с уплатой утилизационного сбора в размере 5 200 руб. за каждый автомобиль в соответствии с установленным для этого случая порядком расчета. Впоследствии такие лица стали получать от таможни уведомления «о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени по утилизационному сбору». Проблема коснулась тех, кто приобретал и ввозил машины в период с 2020 по 2023 год.
Само по себе доначисление «утиля» — не новость, о таких случаях было известно давно. Ранее Autonews обращался в таможенную службу и получил следующий ответ: «По результатам проведения в 2024 году проверочных мероприятий в отношении физических лиц, осуществивших неоднократный ввоз в РФ транспортных средств (87 группа ТН ВЭД ЕАЭС) в коммерческих целях, сумма доначисленного утилизационного сбора составила 535,9 млн руб.».
В нашем распоряжении оказались копии уведомлений, рассылаемых ФТС. Такие случаи зафиксированы, в частности, в Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях. Рассылаются такие уведомления и жителям других регионов, к примеру, Брянской области. Многие получатели «писем счастья» выразили недовольство действиями таможенников и обратились в суд, мотивируя это тем, что до 1 августа 2023 года законодательных норм, ограничивающих число ввозимых для личных нужд автомобилей не было.
Фото: AutonewsФото: AutonewsФото: Autonews
Почему доначислили «утиль»
По словам одного из получателей «письма счастья» по имени Олег, процедура началась еще в 2022 году, до изменения таможенного законодательства с 1 августа 2023 года.
«Мы не были предупреждены, с нами никто не говорил. Обращались на один и тот же пост, привозя машины из Белоруссии и других стран Таможенного Союза. Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы. Потом начались проверки. Мотивировалось все тем, что транспортные средства ввозились с нарушением закона — якобы не для личного пользования, а для перепродажи. Но мы подавали документы, являясь физическими лицами», — пояснил собеседник Autonews.
Таможенный орган со своей стороны объясняет требования о необходимости доплаты «утиля» тем, что ввезенные машины не ставились на учет либо продавались. Под подозрением оказались все, кто ввозил по несколько машин, к примеру, 3, 5,10 в короткий временной промежуток. Таможня считает, что непостановка автомобилей на учет или перепродажа доказывает факт ввоза машин не для личного пользования.
«У меня в 2020-м году одна машина была, в 2021-м — две, и 2022-м — три. По первой даже сроки исковой давности истекли все, ее все равно приписали. Суды все принимают. Автомобили покупались в Белоруссии, Армении — едином Таможенном Союзе. Никто никакую границу не пересекал. Ограничений до 1 августа 2023 года не существовало», — рассказал гражданин по имени Владимир, также получивший «письмо счастья».
По словам россиян, которых обязали доплатить утильсбор и погасить пени, все попытки отстоять права в судах пока закончились ничем — Фемида встает на сторону ФТС. Однако как минимум одно из дел уже зарегистрировано в Верховном суде и ждет рассмотрения.
Фото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: Autonews
Чем обоснованы требования ФТС
Требование доплатить утилизационный сбор коснулось тех, кто ввозил автомобили в Россию и платил утильсбор по льготным ставкам — до вступления в силу 1 августа 2023 года новых правил расчета.
Вместе с тем, в 2019 году ВС рассматривал интересующую нас ситуацию и постановил, что «систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядку уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования» (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года). На данное решение ориентируются таможенники, выдвигая требования к гражданам о доплате утилизационного сбора.
Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews пояснил, что юристы ассоциации изучили требования ФТС и пришли к выводу, что дело не в сроках давности и не в обратной силе закона: «Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказывания и все. То, что таможня озаботилась только сейчас, очевидно — денег нет». «Дело только в форме недостоверного декларирования, речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза», — добавил он.
Как реагируют собственники
Лица, ввозившие автомобили в Россию и оформлявшие их как транспортные средства для личных нужд, с такой позицией не согласны. По их мнению, факт непостановки машин на учет на себя после ввоза не является доказательством коммерческой деятельности.
«Есть четыре машины у человека за три года, есть пять, есть три, есть 10. Таможенники их объединяют и подают на взыскание недоплаченных коммерческих утилизационных сборов, — конкретизировал Олег. — Транспортное средство является личной собственностью человека. Я могу сделать с ним все, что захочу: утопить, продать, подарить. А они вменяют, что не поставил на себя на учет. В законодательстве нет нормы, что я обязан это сделать».
Что говорят эксперты
Разобраться в ситуации редакции Autonews помог эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.
По словам Чернова, случаев, когда таможню удалось победить в суде немного.
«Глобально важно понимать, что в какой-то момент произошел обман государства. Причем в очень крупном размере. Какой-то человек должен был заплатить пошлину, допустим, 30 тыс. евро, а он заплатил 5. Государство, во-первых, недополучило значительную сумму, во-вторых, произошло преступление», — считает эксперт.
«Наверное, по-справедливости, таможня имеет право взыскивать недополученное. В чем нюанс? Когда человек завозит автомобиль, он прекрасно понимает, за сколько он его купил и сколько должен отдать таможне. Соответственно дальше он начинает действовать, пытаясь эти платежи снизить. Он прекрасно понимает, что он идет на некую сделку с правосудием и с совестью», — конкретизировал Чернов, добавив, что еще в 2002 году было известно, что ввозить больше двух машин на себя нельзя, поскольку это уже «коммерческая партия и на нее другое начисление таможенных сборов».
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин придерживается другого мнения. В беседе с Autonews эксперт назвал требования ФТС по доплате «утиля» необоснованными. Он подтвердил, что такие требования со стороны таможни действительно есть. Проблема заключается в том, что доначисление ведется по нормам, вступившим в силу с 1 августа 2023 года, хотя речь о машинах, ввезенных ранее.
«У таможни серьезный недобор, и они пытаются изобрести, где взять деньги. Эта ситуация имела место некоторое время назад, до изменения законодательства. Сейчас что-либо предъявить конкретному пользователю конкретной машины нельзя. Закон не имеет обратной силы», — заявил Шапарин.
В нынешней конфигурации законодательства больше двух машин в год на одного «физика» ввезти невозможно, но так система работает с августа 2023 года. «До этого не было написано, сколько машин можно ввезти для личного пользования», — напомнил специалист.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Тем временем таможня продолжает предъявлять требования по разнице коммерческого и льготного «утиля».
Какие машины в зоне риска
Антон Шапарин также пояснил, какие машины с точки зрения доначисления «утиля» находятся в зоне риска.
По словам эксперта, параллельным импортом можно считать лишь автомобили, ввезенные через ФГУП НАМИ — через заключение об оценке единичного транспортного средства ЗОЕТС. К таким машинам претензий нет и быть не может: они прошли растаможку в России, по ним заплачены «утиль» и НДС.
Иное дело — «серый» ввоз, который существовал и существует в странах Средней Азии, входящих в таможенный союз: Казахстан, Киргизия, Армения. Но и в этом случае речь о машинах, ввезенных до 1 августа 2023 года. К примеру, растаможка в Киргизии велась в виде процента от стоимости транспортного средства, поэтому последняя занижалась. Но схема была распространена лишь до тех пор, пока не закрыли «дыры» в законодательстве.
«Сейчас, если вы повезете из стран Таможенного Союза машину, «утиль» вы сможете списать в России, только если вы получаете ТПО в России или если ваш автомобиль есть в списке Минпромторга с определенной ценой в этом списке. Если цена не соответствует, к «утилю» добавляют некую сумму. Если в списке машины нет, то вы ввезти эту машину в целом и списать утильсбор не можете», — заключил эксперт.
Редакция Autonews направила в ФТС новый запрос с просьбой пояснить, на какие законодательные нормы ориентируется ведомство при пересчете утильсбора на автомобили, ввезенные в Россию до 1 августа 2023 года и растаможенные на физических лиц.
Читайте также: