Все про замену рейки: можно ли снять самому, симптомы, инструкция

Рулевая рейка в большинстве случаев — один из самых выносливых узлов автомобиля. Но даже ее иногда приходится снимать для замены или переборки. В нюансы процедуры вникал Autonews.ru

Как снять рулевую рейку и что для этого нужно

Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM

  • Когда нужно снимать рулевую рейку
  • Необходимый набор инструментов
  • Алгоритм снятия
  • Что проверять на снятой рейке
  • Когда нужно снимать рулевую рейку

    Демонтаж требуется нечасто, однако ремонт и полноценное обслуживание рулевой рейки без съема невозможны. Обычно показаниями к процедуре являются следующие симптомы:

    • стуки при работе рулем или проезде неровностей. При этом диагностика подтверждает, что причина именно в рейке, а не в наконечниках или шаровых опорах.
    • В продолжение первого пункта: люфт в самой рейке. Здесь также важно удостовериться, что виноваты, например, не разбитые рулевые тяги.
    • Характерные закусывания и подклинивания при вращении руля.
    • Масляные запотевания. Обычно проявляются в районе сальника рулевого вала или местах присоединения магистралей гидроусилителя (если он есть).
    • Ощутимый люфт рулевого колеса. Явно выше указанной в руководстве нормы (если таковая предусмотрена).

    Что потребуется для снятия рулевой рейки

    Точный перечень инструментов предугадать невозможно. Тем не менее, для большинства операций можно составить универсальный список. Сюда входят:

    • набор рожковых ключей;
    • набор головок с трещотками под «квадрат» двух основных типоразмеров: ½ и ¼ дюйма;
    • пара отверток: под «крест» и классический плоский шлиц;
    • молоток;

    Как снять рулевую рейку и что для этого нужно

    Для снятия рулевой рейки обязательно нужно подготовить набор рожковых ключей и набор головок с трещотками под «квадрат» (Фото: Branislav Nenin / Shutterstock / FOTODOM)

    • съемник (выпрессовыватель) рулевых наконечников;
    • домкрат и набор брусков различной толщины в качестве проставок;
    • портативная газовая горелка;
    • активная смазка типа WD-40 или аналогов.

    Как снять рулевую рейку

    Здесь по аналогии с абзацем выше: единой инструкции, подходящей ко всем автомобилям, быть не может. Однако конструктив узла аналогичен на большинстве легковых машин. Поэтому приведем общие положения, актуальные для подавляющего числа моделей.

  • Снять колеса и все, что мешает доступу к месту проведения работ. Например, защиту картера, подкрылки и иные пластиковые элементы.
  • Слить жидкость гидроусилителя, если автомобиль им оборудован.
  • «Отстегнуть» рулевые наконечники. Это удобнее сделать с помощью съемника (список выше).
  • Отсоединить вал рулевого управления. Обычно это карданное соединение со шлицевой частью крепления этого кардана к валу рейки. Здесь может понадобиться молоток — аккуратно сбить кардан по шлицам с вала, если он закис.
  • Открутить рулевую рейку от кузова или подрамника — в зависимости от компоновки.
  • Вытащить узел в сборе через одну из колесных арок.
  • Как снять рулевую рейку и что для этого нужно

    Перед демонтажем рулевой рейки необходимо снять колеса и все, что мешает доступу к месту проведения работ. Например, защиту картера, подкрылки и иные пластиковые элементы (Фото: Studio Peace / Shutterstock / FOTODOM)

    Еще раз отметим, что последовательность и объем работ могут отличаться, выше приведен лишь общий алгоритм для понимания сути процедуры.

    Как проверить снятую рулевую рейку на исправность

    Полноценная диагностика рейки возможна только в условиях сервиса, либо при наличии у владельца соответствующей квалификации. Поэтому, как и в случае с приведенной выше последовательностью извлечения, укажем лишь общие моменты.

    • Потеки масла — типичный, и прежде всего бросающийся в глаза признак «болезни».
    • Проверка люфтов самой подвижной рейки в направляющих втулках. Обнаруживаются классическим способом: путем покачивания в разные стороны рейки с обеих сторон по очереди.
    • Проверка люфтов вала, к которому присоединяется рулевой кардан. Также с помощью покачиваний руками.
    • Проверка люфтов во внутреннем сочленении рулевых тяг. По аналогии.
    • Проверка герметичности поршня гидроусилителя. Для этого на рейке поочередно затыкаются пальцем два отверстия под трубки ГУРа, с одновременной имитаций поворота руля. Вал рулевого придется чем-то крутить, так что процедуру удобнее проводить с напарником. При исправном поршне отверстия будут работать поочередно, в зависимости от направления вращения: из одного воздух выходит, в другое заходит. И наоборот.
    • Проверка состояния зубцов рейки. Вал поворачивается с помощью подручного инструмента — при этом не должно ощущаться заеданий и подклиниваний.

    Как снять рулевую рейку и что для этого нужно

    Полноценная диагностика рейки возможна только в условиях сервиса, либо при наличии у владельца соответствующей квалификации (Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock / FOTODOM)

    Ещё раз отметим, что досконально определить нюансы возможно лишь при полном разборе рулевой рейки. После чего мастер вынесет вердикт: имеет ли смысл ремонтировать узел (продаются специальные ремкомплекты) или выгоднее поискать рейку в сборе.

    Читайте также:

    • Что такое гидроусилитель руля и как он работает
    • Почему бьет руль при торможении и как это устранить
    • Скрип руля при повороте: на месте и в движении, причины