Все про замену рейки: можно ли снять самому, симптомы, инструкция
Рулевая рейка в большинстве случаев — один из самых выносливых узлов автомобиля. Но даже ее иногда приходится снимать для замены или переборки. В нюансы процедуры вникал Autonews.ru
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
Когда нужно снимать рулевую рейку
Демонтаж требуется нечасто, однако ремонт и полноценное обслуживание рулевой рейки без съема невозможны. Обычно показаниями к процедуре являются следующие симптомы:
- стуки при работе рулем или проезде неровностей. При этом диагностика подтверждает, что причина именно в рейке, а не в наконечниках или шаровых опорах.
- В продолжение первого пункта: люфт в самой рейке. Здесь также важно удостовериться, что виноваты, например, не разбитые рулевые тяги.
- Характерные закусывания и подклинивания при вращении руля.
- Масляные запотевания. Обычно проявляются в районе сальника рулевого вала или местах присоединения магистралей гидроусилителя (если он есть).
- Ощутимый люфт рулевого колеса. Явно выше указанной в руководстве нормы (если таковая предусмотрена).
Что потребуется для снятия рулевой рейки
Точный перечень инструментов предугадать невозможно. Тем не менее, для большинства операций можно составить универсальный список. Сюда входят:
- набор рожковых ключей;
- набор головок с трещотками под «квадрат» двух основных типоразмеров: ½ и ¼ дюйма;
- пара отверток: под «крест» и классический плоский шлиц;
- молоток;
Для снятия рулевой рейки обязательно нужно подготовить набор рожковых ключей и набор головок с трещотками под «квадрат» (Фото: Branislav Nenin / Shutterstock / FOTODOM)
- съемник (выпрессовыватель) рулевых наконечников;
- домкрат и набор брусков различной толщины в качестве проставок;
- портативная газовая горелка;
- активная смазка типа WD-40 или аналогов.
Как снять рулевую рейку
Здесь по аналогии с абзацем выше: единой инструкции, подходящей ко всем автомобилям, быть не может. Однако конструктив узла аналогичен на большинстве легковых машин. Поэтому приведем общие положения, актуальные для подавляющего числа моделей.
Перед демонтажем рулевой рейки необходимо снять колеса и все, что мешает доступу к месту проведения работ. Например, защиту картера, подкрылки и иные пластиковые элементы (Фото: Studio Peace / Shutterstock / FOTODOM)
Еще раз отметим, что последовательность и объем работ могут отличаться, выше приведен лишь общий алгоритм для понимания сути процедуры.
Как проверить снятую рулевую рейку на исправность
Полноценная диагностика рейки возможна только в условиях сервиса, либо при наличии у владельца соответствующей квалификации. Поэтому, как и в случае с приведенной выше последовательностью извлечения, укажем лишь общие моменты.
- Потеки масла — типичный, и прежде всего бросающийся в глаза признак «болезни».
- Проверка люфтов самой подвижной рейки в направляющих втулках. Обнаруживаются классическим способом: путем покачивания в разные стороны рейки с обеих сторон по очереди.
- Проверка люфтов вала, к которому присоединяется рулевой кардан. Также с помощью покачиваний руками.
- Проверка люфтов во внутреннем сочленении рулевых тяг. По аналогии.
- Проверка герметичности поршня гидроусилителя. Для этого на рейке поочередно затыкаются пальцем два отверстия под трубки ГУРа, с одновременной имитаций поворота руля. Вал рулевого придется чем-то крутить, так что процедуру удобнее проводить с напарником. При исправном поршне отверстия будут работать поочередно, в зависимости от направления вращения: из одного воздух выходит, в другое заходит. И наоборот.
- Проверка состояния зубцов рейки. Вал поворачивается с помощью подручного инструмента — при этом не должно ощущаться заеданий и подклиниваний.
Полноценная диагностика рейки возможна только в условиях сервиса, либо при наличии у владельца соответствующей квалификации (Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock / FOTODOM)
Ещё раз отметим, что досконально определить нюансы возможно лишь при полном разборе рулевой рейки. После чего мастер вынесет вердикт: имеет ли смысл ремонтировать узел (продаются специальные ремкомплекты) или выгоднее поискать рейку в сборе.
Читайте также:
- Что такое гидроусилитель руля и как он работает
- Почему бьет руль при торможении и как это устранить
- Скрип руля при повороте: на месте и в движении, причины