Локализация Lada Vesta: из какой заграницы везут поршни, кольца, клапаны?..

На прошлой неделе Министерство промышленности и торговли выдало очередное Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на Lada Vesta по заявке АВТОВАЗа от 6 марта с текущей раскладкой баллов локализации. Интересно, что в нем еще фигурируют версии GFL440 и GFK440, оснащенные мотором Renault Н4M и вариатором JF015E. Впрочем, заключение интересно не этим. 

С ходу бросается в глаза, что у модификаций GFL210 и GFK210 (L — это седан, K — универсал, 210 — двигатель ВАЗ-11182 с двумя клапанами на цилиндр) не начислены баллы за «обработку поршней» и «использование заготовок поршней российского производства». Между тем по этим позициям действующая версия постановления правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года предусматривает 20 и 25 баллов соответственно. По остальным модификациям с прочими моторами — GFL110 и GFK110, оснащенным ВАЗ-21129; GFL350 и GFK350, оснащенным 1,8-литровым ВАЗ-21179 и вариатором, — эти баллы есть. 

А вот чего у них нет — так это баллов за следующие позиции: «использование заготовок колец российского производства», за которое упомянутое постановление правительства предусматривает 20 баллов, «обработка колец» (15 баллов), «использование заготовок пальцев российского производства» (10 баллов), «обработка пальцев» (5 баллов). Делаем вывод, что эти детали везут сейчас из-за границы. Кстати говоря, в едином заключении на старушку Ниву и ее более современную версию Travel, выданном Минпромторгом 1 марта, 20 баллов за использование заготовок колец начислено, правда, не ясно, где же их обрабатывают… 

Логично задаться вопросом: а может быть, и раньше для Весты везли всю эту мелочевку из-за рубежа? Открываем более раннее заключение Минпромторга о локализации Весты, выданное в ноябре 2021 года на широкий круг модификаций: здесь и «обработка поршневой группы», за которую тогда давали 40 баллов, и использование заготовок поршней, колец и пальцев. Всю эту мелочевку для АВТОВАЗа раньше поставляла «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток», производственные мощности которой базируются в Тольятти. По состоянию на сегодняшний день компания сохранила с прежних времен и свое название, и даже генерального директора Плаксина Уве Петера. Более того, если верить Единому государственному реестру юридических лиц, прежним остался и владелец компании — зарегистрированная в Германии «Федерал-Могул Пауэртрейн Раша» ГМБХ. Хотя жители Тольятти вроде бы говорят о смене вывески, но этот момент мы в ближайшие дни уточним. 

Скажем больше. Не далее как 29 мая на портале службы занятости населения Самарской области появились сразу четыре свежие вакансии «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток», и отнюдь не в офис, а на производство. Предприятию требуются наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок, слесарь по ремонту технологических установок и электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования. По первой вакансии с зарплатой 39 000 рублей стаж должен быть три года, а образование по специальности «станочник широкого профиля». Кроме того, приветствуется наличие «свидетельства об обучении по программированию, управлению и техническому обслуживанию промышленных роботов KUKA и FANUC». Что ж, искать, судя по всему, будут долго, ибо все квалифицированные сотрудники давно слиняли в оборонку. Однако само наличие вакансий настраивает на позитивный лад: может быть, действительно на Жигули вернутся собственные кольца… 

Само собой, в заключении на Весту от 4 июня нет ни одного балла ни за ADAS, ни за позицию «блоки управления ABS и ESP, гидроблок (модулятор)», которая раньше давала 60 баллов при условии «механической обработки корпуса, сборки и проведения контрольных испытаний гидроблока (модулятора)». Возникает вопрос: откуда же везут модули антиблокировочной системы? Видимо, оттуда же, откуда и все остальные «недоимпортозамещенные» детали. Добавим, что в заключении на Lada Vesta в модификациях GFLR10 и GFKR10, выданном Минпромторгом 22 января 2024 года, по позиции ADAS за «блок управления (поверхностный монтаж чип-компонентов на печатную плату, изготовление корпусных изделий, сборку, проведение контрольных испытаний, разработку программного обеспечения (проведение калибровок и подготовку конфигурационных файлов), закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности за российским юридическим лицом в объеме калибровок и конфигурационных файлов)» начислено 90 баллов. 

Кто знает, что такое GFLR10 и GFKR10, пишите в комментариях, ну а мы зафиксируем, что без учета 1941 балла за НИОКР, которые действуют у АВТОВАЗа по 19 июля 2024 года включительно, актуальные модификации Весты набирают от 2880 до 3455 баллов.