Автокриминалист Шелков: «серых» автомобилей могут лишиться тысячи водителей
У покупателей начали отсуживать приобретенные и оплаченные за наличные деньги автомобили из параллельного импорта. Кто может лишиться своих машин спустя даже несколько лет: новая схема и необычный суд
Фото: Максим Шелков / Youtube
Новая схема обмана при продаже автомобилей из параллельного импорта появилась в России. Житель Ярославля может стать одной из первых жертв и лишиться кроссовера Volkswagen Tiguan стоимостью более 2 млн руб., пригнанного из Германии. Пока судебные разбирательства в самом разгаре. Но вне зависимости от решения суда, дело обещает стать резонансным. Auronews.ru выяснил все подробности и разобрался, как защититься от рисков.
Странная схема с продажей автомобилей из параллельного импорта
О необычной ситуации, с которой столкнулся покупатель автомобиля из параллельного импорта, рассказал Autonews.ru автоэксперт и автор блога «Автокриминалист» Максим Шелков. О ней эксперту рассказал сам потерпевший, который также предоставил судебные материалы (есть в распоряжении Autonews.ru).
История началась в 2022 году абсолютно стандартным образом. Покупатель Сергей Иванов из Ярославля (фамилия изменена, — ред.) договорился с одним из перегонщиков о приобретении в Германии дизельного автомобиля Volkswagen Tiguan, его таможенном оформлении и доставке в Россию. Продавец из города Иваново со связями в Германии пообещал, что сделка пройдет успешно. Клиенту показали фотографии автомобиля 2018 года выпуска в идеальном состоянии и условия его устроили. Общая сумма сделки составила около 40 тыс. евро.: на тот момент курс валюты по отношению к рублю значительно просел, и покупка казалась особенно выгодной.
Исполнитель получил названную сумму наличными: несколькими пачками купюр по 100 евро. Договор включал все расходы на полностью «белое» таможенное оформление без использования различных схем, позволяющих занизить стоимость автомобиля. Изначально казалось, что сделка прошла успешно. Клиент сначала получал видео с покупкой машины в Германии, а затем — кадры прямо из салона автомобиля, когда ее везли в Россию. Довольный клиент без проблем уплатил утильсбор, получил ЭПТС и поставил автомобиль на учет в ГИБДД на себя и до 2024 года беспроблемно им пользовался до января 2024 года.
Фото: Максим Шелков / Youtube
Фото: Максим Шелков / Youtube
Начало проблем с купленным автомобилем
В начале 2024 года владелец Volkswagen Tiguan получил судебный иск с требованием вернуть машину «законному» владельцу: девушке с фамилией, как у перегонщика – организатора сделки. Именно она, согласно исковому требованию, принимала непосредственное участие в совершении сделки и оплатила покупку машины со своего банковского счета — на промежуточном этапе перегона автомобиля российскому заказчику.
Исковое заявление, поступившее в Дзержинский районный суд Ярославля, включает в себя шесть пунктов, которые в упрощенном виде выглядят следующим образом:
- признать недействительным договор отчуждения транспортного средства;
- применить последствия недействительной сделки;
- прекратить право собственности на транспортное средство;
- обязать регистрационный орган ГИБДД аннулировать запись о регистрации права собственности транспортным средством;
- признать за истцом право собственности на транспортное средство;
- обязать передать транспортное средство законному владельцу.
В исковом заявлении, с которым ознакомился Autonews.ru, девушка утверждает, что покупала машину для себя, и подкрепляет это соответствующими документами: договором купли-продажи от 15.09.2022 г. с гражданином Германии и копией платежа со своего банковского счета в «Райффайзенбанке» от 20.09.2022 г. на 33 400 евро. Сделка, по ее утверждению, состоялась. Но автомобиль по каким-то причинам так и не поступил в город Иваново к законной владелице. Позднее машина с соответствующим VIN-номером «внезапно» обнаружилась в России, что и побудило подать соответствующий иск.
Фото: Максим Шелков / Youtube
Несмотря на всю странность данного дела, суд принял иск к рассмотрению. Более того, сам автоэксперт Шелков не исключает сценарий, при котором нынешнему владельцу автомобиля действительно придется с ним расстаться.
По словам Максима Шелкова, «если история пройдет, по этой дороге пойдут десятки тысяч перегонщиков». Большинство «серых» машин приобреталось россиянами именно по такой схеме: клиент передавал наличные деньги, а исполнитель сам занимался организацией переводов и платежей, а также оформлением документов.
Примечательно, что уже после получения судебного иска, клиент обнаружил, что продавец оформил автомобиль с помощью «серой» схемы — на льготника из Белоруссии. В таком случае посредник смог значительно сэкономить на уплате таможенной пошлины, но сама подобная схема считается полулегальной.
Суть схемы с посредником и кому она грозит
Описанная проблема, по мнению Шелкова потенциально носит глобальный характер. Но затронуть она может в основном уже совершенные сделки. Так, после изменений правил уплаты утильсбора с 1 апреля 2024 года, ввоз автомобилей в Россию через третьи страны потерял свою экономическую выгоду. Об этом, в частности, Autonews.ru рассказала автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская.
Поэтому, по ее словам, теперь перевозчики будут в основном оформлять автомобили на российской таможне. Также по оценкам перегонщиков сохраняется экономическая целесообразность ввоза машин через Белоруссию. При этом автомобили приходится таможить на финального собственника: перегонщику выдается доверенность и никакого переоформления автомобиля на него провести не получится.
По мнению Шелкова, если подобного рода схемы будут использоваться и иметь успех, это примет массовый характер.
«Огромная доля автомобилей была привезена с оплатой с чужих банковских счетов, с оплатой через третьи страны, через каких-то посредников», — напомнил Максим Шелков в беседе с Autonews.ru. При этом, по словам специалиста, люди, которые участвовали в сделках, действительно оформляли автомобили на себя и сами их оплачивали: доказать, что транспортное средство приобреталось плательщиком, не составит никакого труда. Так, на все машины, вывозимые из Европы, оформляют так называемую экспортную декларацию EX-15, и все экспортные документы также оформлялись не на реальных конечных владельцев — а на перегонщиков».
Получая машину, конечные покупатели не сильно вникают в тонкости. Во многих договорах купли-продажи зачастую даже стоит подпись не настоящего собственника.
По словам Шелкова, до начала апреля 2024 года чаще всего машины таможились на льготников — эта схема была особенно актуальна для граждан Белоруссии, а также Киргизии. Теперь каждый участник таких сделок юридически может предъявить права на автомобиль, а договоры с чужими подписями по закону могут быть аннулированы через суд. С юридической точки зрения закон на их стороне.
Фото: Максим Шелков / Youtube
Чем может закончиться тяжба
Анатолий Семенов, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, в отличие от Максима Шелкова, не склонен драматизировать ситуацию и считает данный судебный иск обычным мошенничеством. По его словам, речь идет о так называемой «двойной продаже», когда один автомобиль нечистые на руку перегонщики продают сразу двум лицам.
«В данном случае продавец, который забрал деньги у покупателя, судя по всему, оформил автомобиль с нормальными документами на свою родственницу, а тот договор, который он отдал покупателю, по сути дела подделал, поскольку подписал его самостоятельно», — прокомментировал ситуацию специалист.
Сложность, по словам Семенова, заключается в том, что по закону истец прав, так как является владельцем машины по договору. Однако с точки зрения всей картины деньги должны быть возвращены перегонщиком заказчику. Не исключен вариант, что суд разберется в ситуации и сочтет ее злоупотреблением правом с последующим обращением в полицию.
«К мошеннику, который взял деньги за продажу того, что ему не принадлежит, у покупателя сохраняется право требования заплаченных средств. Я бы на его месте подал в полицию о мошенничестве», — заключил Анатолий Семенов, добавив, что речь в любом случае идет о преступлении.
О том, что в данной ситуации исправить «кривые» документы и перепровести платежи грамотно уже невозможно Autonews.ru заявил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Эта история во многом закономерна, потому что человек, который отдает деньги посреднику без какого-либо договора, без финансовых документов, а покупает ее не у посредника, а у гражданина, которого он в глаза не видел, да и подпись тот ставит за этого продавца, — сказал Радько. Рано или поздно эта схема должна была показать себя именно так. Правда, то, что стали «просуживать» машину, — нечто новое.
По его мнению, такой обман возможен и при покупке машины у перекупщика уже в России.
«Они же на себя ее не оформляют и, как правило, продают конечному покупателю как бы от имени прежнего собственника. И точно так же может нарисоваться некий гражданин, который, якобы, заплатил деньги прежнему собственнику или перекупщику и купил у него, поэтому он является надлежащим владельцем», — предупредил Радько.
Как защититься от обмана
Автокриминалист Максим Шелков напомнил о некоего рода правилах, которыми грамотные покупатели должны руководствоваться при приобретении машины:
все платежи проводить на свое имя со своего банковского счета;
самому подписывать соглашения, подписывать договор;
каждое действие фиксировать на бумаге: чтобы за каждое действие, за каждую переданную сумму, получатель ставил подпись;
машину следует таможить также нужно на себя.
Материалы по теме:
- Что купить до конца весны: cписок главных автоновинок России
- Аналитики назвали самые продаваемые автомобили в России в апреле. Список
- С 1 апреля автомобили из параллельного импорта подорожают. Карточки
- Параллельный импорт автомобилей в 2024 году: что изменится с 1 апреля