В данной статье поговорим что делать, если двигатель начал стучать (на холодную или горячую) и появились непонятные шумы.
В чем причины стука в двигателе?
Стук в двигателе – это удар одной детали по другой. Значит, и очень высокие нагрузки в местах их соударения. Отметим, что ударные нагрузки постепенно разрушают сопрягаемые поверхности, причем тем быстрее, чем больше сила удара. А поскольку эта сила зависит от величины зазора, то с его увеличением скорость износа деталей возрастает. Другими словами, в большинстве случаев стук (читай – ударные нагрузки, зазор, износ) прогрессирует, т.е. становится сильнее.
Основные причины стуков в двигателе
- Стук клапанов
- увеличенные зазоры клапанов (регулировка клапанов двигателя)
- поломка клапанной пружины
- износ кулачков распредвала
- Стук шатунных и коренных подшипников коленвала
- ранее зажигание
- недостаточное давление масла (что делать, если загорается лампа давления масла?)
- увеличенный зазор между коренными (шатунными) шейками и вкладашами
- Стук поршней
- увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
- чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками (поршневые кольца, их назначение)
- Легкие стуки или детонация при нагрузке
- топливо не того вида (какие бывают виды бензинов)
- неподходящие свечи (как работают свечи зажигания)
- неисправна система выхлопа
- нагар на стенках камер сгорания и днищей поршней
- неправильная регулировка момента зажигания (что такое детонация двигателя)
- Шумы в приводе распредвала
- ослабление натяжения зубчатого ремня (периодичность замены ремня ГРМ)
- увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распредвала
- чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой
- износ кулачков распредвала
Стук возникает и при нормальном зазоре в сопряжении деталей при отсутствии их явного износа. Причины такого стука связаны с очень большими нагрузками, перекосом и заеданием одной из деталей, снижением вязкости масла. В таких случаях после устранения неблагоприятных факторов стук пропадает, если детали не успели получить заметных повреждений.
Если двигатель стучит на холодную
Вы запустили холодный двигатель и он работает с небольшим стуком, но прогрелся и шум пропадает. Причин много, но главное – это не страшно, ездить можно, но обязательно надо прогревать двигатель перед поездкой.
Почему на холодную шумит двигатель, а прогрелся шум пропал? Потому-что у двигатель есть естественный износ деталей, но когда двигатель прогревается детали расширяются и принимают нормальные зазоры.
Если двигатель стучит на горячую
С застучавшим в пути двигателем вряд ли удастся что-либо сделать на месте. Можно проверить уровень масла – с недостатком смазки чаще всего и связаны повреждения деталей, вызывающие стук. Как правило, после долива масла до номинального уровня, стуки в двигателе прекращались.
Далее следует выяснить две вещи: усиливается ли стук под нагрузкой и как быстро он прогрессирует по времени движения. Если ответы положительные, то скорее всего повреждены подшипники коленвала. Ехать дальше с таким дефектом опасно – двигатель вскоре будет выведен из строя с перспективой ремонта.
Возникает стук в двигателе, когда залили некачественное топливо или после заправки на сомнительной АЗС. Рекомендуется, или залить присадку, увеличивающую детонационную стойкость бензина или долить качественное топливо на проверенной заправке.
Разного рода “затихающие” стуки, как правило, не опасны. Некоторые из них могут проявляться в двигателе без видимых изменений не один десяток тысяч километров. Поэтому в принятии решения о дальнейшем движении определяющим фактором является наличие увеличения интенсивности стука. Если такое замечено, движение необходимо прекратить, а двигатель заглушить.
Статьи по теме
- Что делать, если двигатель расходует масло выше нормы?
- Если двигатель заглох во время движения и не заводится
- Как измерить компрессию двигателя без компресометра и с ним
Что ещё почитать