Если не Веста, то кто? А никто! Solaris, Changan и Omoda обвалились, остальные — так себе

Продолжаем наш цикл заметок по итогам продаж в четвертом квартале 2024 года. Вчера мы уже опубликовали данные по электрическому сегменту, теперь переходим к трехобъемным машинам. Лидером здесь, по понятным причинам, остаются самые дешевые модели рынка — Гранта, исполнения которой в виде седана и лифтбека в четвертом квартале выбрали 27 508 «покупательских голосов», и Vesta, которая в кузове седан с октября по декабрь нашла 16 464 покупателя. Давайте посмотрим, смогла ли какая-то из иномарочных моделей хотя бы приблизиться к ним. Напомним, что большинство «китайцев» из первой десятки в четвертом квартале упали — исключениями стали только Haval и Jaecoo, которые ни седанов, ни лифтбеков не производят.

Похоже, пик продаж Changan Alsvin давно позади: если во втором квартале дилеры «толкнули» 1951 машину, а в третьем — 1725, то в четвертом сбыт обрушился до 1033 штук, из которых почти половина были выпущены в 2023 году, то есть продавалась с большими скидками. На Eado, который китайцы еще два года назад пытались пристроить на один из российских заводов, спрос еще ниже — 736 машин, то есть 30-процентное падение относительно третьего квартала. Кстати, половина автомобилей четвертого квартала опять же изготовлены в 2023 году. А что более дорогие трехобъемные Чанганы, как дела обстоят у них? Lamore так и не стал полноценным конкурентом Chery Arrizo 8, потеряв в четвертом квартале почти 150 покупателей (629 штук). UNI-V во втором полугодии падал еще более стремительно. Если во втором квартале дилеры продали 2413 экземпляров, то в четвертом — только 1270. Впрочем, из крупных китайских брендов Changan в целом оказался наименее неустойчивым, сократив сбыт в четвертом квартале аж на 33%! Смогут ли менеджеры изменить тренд или марка из догоняющей «большую тройку» — Haval, Chery и Geely превратится в отстающую?..

Geely Emgrand, перелицованный под Beelge S50, пока не засветился в раскладках ГАИ в новом обличье, найдя в своем исконном виде 2871 покупателя в четвертом квартале, то есть на символическую сотню больше, чем кварталом ранее. Новичок прошлого года Preface тоже прибавил по сравнению с третьим кварталом, но пока не показывает сколько-нибудь значимой цифры — 1487 штук. Кстати, мы прогнозировали, что к Новому году его сбыт достигнет тысячи в месяц, и ошиблись: судя по всему, с учетом увеличения «утиля» с 1 января 2025 года потолок составит 600-700 машин в месяц. Между тем Chery Arrizo 8, которой и должен составить конкуренцию Префас, несколько ожил после падения в третьем квартале. Напомним, что с апреля по июнь на автомобиль нашлось 3314 желающих — видимо, за счет скидок на образцы 2023 года, затем сбыт резко сократился до 2422 штук, и вот в четвертом квартале снова пошел набор — 2854 экземпляра. По объемам продаж эта машина пока сильно уступает кроссоверам Chery, однако продолжает показывать стабильный сбыт. Omoda S5, которая на некоторых рынках называется Chery Arrizo 5, демонстрирует меньшие продажи — 2177 штук, и это при том, что под конец 2024-го еще не были распроданы склады машин выпуска 2023 года. Падение по сравнению с третьим кварталом более чем солидное — 31%!

Продолжают показывать невыразительные результаты и калининградские седаны Kaiyi E5 и Baic U5 Plus — мы писали о причинах такого положения дел в основном отчете по рынку о трудностях «Автотора». В активе Kaiyi E5 с октября по декабрь — только 1881 штука, из которых 517 были выпущены в 2024 году. У Baic U5 Plus дела совсем тяжело: 1041 в четвертом квартале против 2204 — в третьем.

В конце года бренд Solaris огорчил нас своими результатами, утратив около тысячи покупателей в целом, хотя и седан HS (бывший Hyundai Solaris) предлагают по очень комфортной цене, и в четвертом квартале до дилеров наконец-то доехала Крета с новым шильдиком. Казалось бы, покупателей должно прибавляться, но на деле — потери. Итак, дилеры Solaris продали в четвертом квартале 3917 седанов, в то время как в третьем — 5826, то есть с октября по декабрь — падение 33%! В чем же дело, неужели у бывшего завода Hyundai так быстро закончились комплекты?.. Кстати, выпуск Kia Rio фактически не ведется — только шесть образцов KRS встали на учет в четвертом квартале. Между тем даже с такими результатами Solaris HS остался иномарочным лидером сегмента трехобъемных машин, который начал сокращаться еще с середины 2024 года.

Еще один крупный игрок — если не в штуках, то в рублях: «мерседесозаменитель» Hongqi H5 под конец года, как и большинство трехобъемников, потерял: 857 автомобилей против 933. Откровенной неудачей закончилась попытка вывода марки MG в Россию сразу двумя дистрибьюторами: 254 седана MG 5 в четвертом квартале. FAW Bestune B70 под конец года растерял всех покупателей — только 122 штуки. Видимо, представительство надеется на новые поставки рестайлинговой версии. Чуть лучший, но все равно скромный результат показывает Jetta VA3 — 463 машины. JAC J7 с октября по декабрь нашел 920 покупателей, и это при том, что в статистику попали только восемь образцов 2024 года выпуска. А вот его технический двойник Москвич 6 набрал чуть меньше — 838 штук, из которых 783 изготовили в 2024 году. Впрочем, это можно считать некоторой удачей, потому что с июля по сентябрь дилеры продали только 650 машин.

Для полноты картины добавим, что еще один тольяттинский седан — Aura пока не шибко резво набирает покупателей: 191 автомобиль в ноябре. Из этого количества только четверо покупателей — частники, остальные — юридические лица. Кстати, о юридических лицах, которые вынужденно приобретают Ауры, мы вскоре вам расскажем…