Разработка глобальной навигационной системы на основе спутниковых систем началась в СССР и США приблизительно в одно время. Поговорим, как появился и как работает система ЭРА ГЛОНАСС.

Как появился ГЛОНАСС?

Американцы начали разработку системы GPS в начале 70-х, а начало разработки советской системы ГЛОНАСС началась в конце 60-х — начале 70-х. Первый спутник ГЛОНАСС вышел на орбиту в 1982 году. Американцы вывели первый навигационный спутник – в 1978 году.

В 1983 году спутниковая навигационная система GPS становилась доступна гражданским организациям. Но только в 1993 году американцам удалось запустить достаточное количество спутников и добиться устойчивой работы системы. ГЛОНАСС должен был начать работу на полную мощность в 1991, но с развалом СССР и экономики страны развитие данного проекта было приостановлено до 2001 года.

В 2001 году правительство России реанимировало проект. На рынке уже существовала американская система GPS, разрабатывалась китайская “Компас” и европейская “Галилео”. Была провозглашена задача разработать систему, которая принимала бы сигналы всех навигационных спутников – американских, российских и европейских. Этим предполагалось добиться точности и надежности получаемого сигнала, а также отказ от GPS.

Сейчас на орбите 28 спутников ГЛОНАСС, из которых 24 на боевом дежурстве, а еще девять – в процессе подготовки на Земле. Планировалось, что на базе ГЛОНАСС будут созданы автомобильные навигаторы. Но из-за недостаточного количества спутников, а со временем и непопулярности самих навигаторов, этот проект сошел на нет. Вместо него пришла ЭРА ГЛОНАСС – система экстренного оповещения об авариях. С 2018 года данной системой будут оснащены все новые автомобили, продаваемые на территории России.

Как работает система ЭРА ГЛОНАСС?

Первым автомобилем с системой ЭРА ГЛОНАСС стала Lada Vesta. На потолке рядом с водительским плафоном освещения имеется тревожная кнопка SOS. По сути – это элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме того, в каждом автомобиле есть своя сим-карта, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль.

После нажатия кнопки SOS этот “мобильник” не только соединит машину с оператором экстренной службы, но и отправит в сеть пакет данных об автомобиле, включая его координаты, VIN-код, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.

Предусмотрен режим автоматической подачи сигнала бедствия – когда после аварии не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара, дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет – отправит спасателей по указанным координатам.

Несмотря на то, что ЭРА изначально создана, чтобы развивать (и хоть в какой-то мере окупать) именно ГЛОНАСС, нормативы не запрещают пользоваться и сигналом спутников GPS, поэтому все навигационные блоки имеют двойной чипсет.

ЭРА ГЛОНАСС – первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. Аналогичный комплекс eCall на основе спутниковой системы Галилео заработает только в 2018 году. Сейчас встроенную систему экстренного вызова в Америке и Европе предлагают только за доплату.

Статьи по теме
  • Как выбрать автомобильный GPS навигатор в машину?
  • Автомобильный тахометр – что это такое?
  • Автомобильный спидометр. Почему он “врет”?
Что ещё почитать