Как правильно выполнить подбор АКБ по марке своего автомобиля
Рано или поздно любой автолюбитель сталкивается с вопросом: как правильно осуществить подбор АКБ по марке своего автомобиля? Самый простой ответ: посмотреть руководство по эксплуатации авто, в котором производитель дает соответствующие рекомендации.
Опыт эксплуатации транспортных средств показывает, что «родной», установленный на заводе аккумулятор, служит 6 – 8 лет, не меньше. А, установленный самостоятельно, может и трех-четырех лет не проработать. Попробуем разобраться с этим вопросом.
Чем руководствоваться при подборе АКБ
Любой автолюбитель при выборе того или иного узла для замены в процессе ремонта и обслуживания своего авто должен встать на сторону производителя. Кто, как не он, знает о вашем автомобиле все.
При проектировании автомобиля учитываются все нюансы, возможные и невозможные ситуации его эксплуатации. Соответственно, и АКБ подбирается таким образом, чтобы не пришлось отзывать серию автомобилей из-за проблем с ним.
Разберемся по очереди в порядке значимости, какими параметрами следует руководствоваться при подборе АКБ по марке автомобиля.
Пусковой ток
Начнем с того, что величина пускового тока аккумуляторных батарей регламентируется несколькими стандартами:
- ЕN 60095-1 или новый ГОСТ 959-2002 – европейский стандарт;
- DIN 43539 или старый ГОСТ 959-91 – немецкий стандарт;
- SAE – американский стандарт.
Например, в стандарте DIN (немецком), аккумулятор с пусковым током 500 Ампер при непрерывном разряде при температуре с первоначальным током 500 ампер в самом начале покажет 12,2 Вольта, через 30 секунд – 9 Вольт, через 150 секунд – 6 Вольт.
Разумеется, самостоятельно проводить такие опыты крайне не рекомендуется по причине того, что аккумулятор может прийти в негодность.
Стандарты существенно отличаются. Аккумулятор с маркировкой 600 А (EN) или ГОСТ 959-2002 будет соответствовать 650 А по стандарту SAE и всего 385 Ампер по стандарту DIN.
Вот теперь становится понятным, почему немецкие аккумуляторы мощнее отечественных, а отечественные гораздо легче немецких при одинаковом пусковом токе.
Какую ошибку обычно делают автолюбители, меняя аккумуляторную батарею? При подборе АКБ для своего автомобиля автовладельцы руководствуются данными, нанесенными на этикетку родного АКБ, не обращая внимание на стандарт, и покупают аккумулятор с таким же пусковым током, но уже в российском стандарте.
Видео — как подобрать аккумулятор на автомобиль:
Если на этикетке АКБ стоит номинал пускового тока 400 А (DIN), следует выбирать аккумулятор с током не менее 600 Ампер в российском или европейском стандарте.
При определении необходимого пускового тока АКБ для конкретной модификации (именно модификации, а не марки) автомобиля производитель руководствуется следующими характеристиками транспортного средства:
- мощностью двигателя;
- количеством цилиндров;
- типом двигателя (бензиновый или дизельный, у последнего компрессия больше, следовательно, и ток необходим больший);
- условиями эксплуатации (среднеевропейский, северный и экстремальный вариант);
- наличием специального дополнительного оборудования;
- местом расположения батареи в кузове автомобиля.
Ни в коем случае не следует экономить при покупке, покупая аккумулятор с меньшим пусковым током.
Технологически больший пусковой ток АКБ обеспечивается толщиной, площадью т количеством пластин, массивностью межбанковых соединителей. Если поставить на автомобиль АКБ с меньшим пусковым током, эти элементы могут перегреться, расплавиться, аккумулятор придет в негодность. В этом же смысле следует опасаться «легких» аккумуляторных батарей.
Емкость аккумуляторной батареи
Принято считать, что емкость аккумулятора и пусковой ток связаны напрямую. Чем выше пусковой ток, тем больше емкость аккумуляторной батареи, и наоборот. Это не совсем так. Есть несколько способов технологического увеличения пускового тока. Наиболее известные из них: увеличение количества и пористости пластин, присадки, такие как ортофосфорная кислота.
При выборе емкости аккумуляторной батареи желательно не экономить. Чем больше емкость АКБ, тем лучше. «Потолок» в выборе определяют два размера: габаритный и кошелька.
Минимальную емкость аккумуляторной батареи, которую можно установить на автомобиль, можно рассчитать по упрощенной формуле:
Емкость АКБ = 4 Х Пусковой ток Х Время запуска, старта (минут)/60
Время запуска в этой формуле – это то время, которое вы определяете минимальным для запуска автомобиля в холодное время года.
Обычно десяти запусков по 15 секунд (а больше нельзя) хватает, чтобы убедиться, что дальнейшие усилия бесполезны. Это 2,5 минуты.
Таким образом, при пусковом токе 500 Ампер (DIN):
Емкость АКБ = 4 Х 500 Х 2,5 / 60 = около 80 Ампер-часов
Приблизительно этими же соображениями руководствуется производитель при определении емкости АКБ.
Кроме этого, учитываются:
- ток потребления систем автомобиля, не отключаемых после постановки на стоянку (радио, сигнализация и др.);
- естественная утечка;
- возможное потребление аварийных стояночных сигналов.
Конструкция
К конструктивным особенностям, учитываемыми при подборе АКБ относят:
- габаритные размеры;
- полярность клемм относительно фронтальной стороны;
- форма клемм;
- система переноски;
- расположение отверстия газоотвода;
- крепежные элементы.
Параметр габаритных размеров желательно выполнять полностью. Даже, если есть свободное место, чтобы установить АКБ большей емкости, следует учесть, что аккумулятор должен иметь естественную вентиляцию для охлаждения.
Не случайно, многие производители помещают АКБ вне подкапотного пространства (в салоне, еще чаще — в багажнике). Здесь и аккумулятор помощнее можно разместить, и похолоднее будет. Аккумулятор прослужит дольше.
В некоторых продуманных моделях авто на клеммах АКБ размещена система разрыва цепи в случае аварии. Берегут, конечно, не аккумулятор, а дорогой авто от кислотных брызг при возможном взрыве батареи. В этом случае габаритные размеры и марка АКБ должны быть соблюдены на 100%.
Относительно полярности клемм также необходимо 100% совпадение, как и от формы клемм. Сейчас на рынке встречаются азиатские «универсальные» клеммы, американские под болт, в любом случае лучше ставить аккумулятор с родными клеммами.
Если есть возможность выбора системы переноски АКБ из предложенных моделей, рациональнее выбрать систему с двумя ручками, так надежнее.
Видео — типоразмеры автомобильных аккумуляторов (DIN, JIS):
Многие «родные» аккумуляторы вообще не имеют систему переноски. Это не значит, что на производстве их переносят, уцепившись пальцами за бока, там есть специальные приспособления. Большинство отечественных СТО, в том числе и дилерских, таких ухватов не имеют, надежнее взять аккумулятор с ручками.
Перед тем, как покупать новый аккумулятор, следует внимательно осмотреть место установки предшественника, особенно если он установлен в багажном отделении. Наверняка там есть газоотвод: силиконовая или прорезиненная трубка для отвода продуктов парения и электрохимических реакций из аккумулятора в пространство за пределами автомобиля. Если это не сделать, внутренне пространство автомобиля будет разъедаться химическими парами. Не лишним будет измерить диаметр газоотвода.
Для крепления АКБ наиболее распространены два варианта: поддонный и обжимной. В первом случае аккумулятор обжимается пластинами (пластиной) за выступы в нижней части корпуса. Перед приобретением АКБ следует проверить соответствие выступов.
Посадочные размеры обычно приводятся на сайтах ответственных продавцов. Второй вариант (обжимной) более надежен: крепежная пластина расположена сверху. Он предполагает, что верхняя зона аккумуляторной батареи будет ровной.
Какой тип аккумулятора выбрать
Различают три основных типа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторных батарей:
- обслуживаемый;
- малообслуживаемый;
- необслуживаемый.
На современном рынке практически невозможно найти обслуживаемый АКБ, то есть тот, у которого имеется полный доступ к внутренностям батареи. Чаще всего, ими называют малообслуживаемые аккумуляторы, то есть те, где есть пробки для контроля уровня и плотности электролита.
Видео — как и какой выбрать аккумулятор для автомобиля:
В настоящее время все большую популярность приобретают необслуживаемые АКБ. В них отсутствуют либо заклеены липкой лентой пробки, отсутствует необходимость периодического контроля уровня и плотности электролита.
Существуют три основные технологии.
Сурьмянистые батареи. Пластины выполнены из свинца с небольшим добавлением сурьмы.
Сурьма – сильный яд. Это первый недостаток. Второй: такие АКБ имеют повышенный саморазряд и медленно заряжаются. Есть и плюсы: невысокая стоимость и способность переносить сильный разряд.
Кальциевые батареи. Плюсы: уменьшена масса и габариты, низкий саморазрад. Минусы: высокая стоимость, уменьшенный ресурс при вероятных случаях практически полного разряда.
Гибридные батареи. В отрицательные электроды добавляется кальций, положительные – малая доля сурьмы. Плюсы: большой пусковой ток и срок службы, не боится полного разряда, большая емкость. Минус: применение ядовитой сурьмы.
Малообслуживаемые АКБ выпускаются в двух вариантах: сухозаряженный и залитый.
Безопаснее покупать сухозаряженный. Залитый аккумулятор может храниться без эксплуатации не более года, а покупать его вообще следует не позднее двух-трех месяцев после изготовления.
Общий совет при выборе АКБ:
- если вы пользуетесь автомобилем ежедневно, лучше выбрать кальциевую АКБ;
- гибридный аккумулятор предпочтительнее для любителей постоять в гараже;
- самый бюджетный и удовлетворяющий потребности обоих категорий автолюбителей вариант — малообслуживаемая АКБ.
Какую марку выбрать
Независимый рейтинг, которые составили продавцы и поставщики автомобильных аккумуляторов, как нельзя точно отражает их обобщенную потребительскую характеристику:
Аккумуляторы BOSCH
Отличное соотношение качества и еще раз качества. А еще мощности, долговечности, неприхотливости в обслуживании. Секрет прост: применение современных технологий, безукоризненное производство. И это не рекламный слоган, просто совет.
Аккумуляторные батареи VARTA
Уверенное второе место по продажам и первое по положительным отзывам покупателей. При стабильно отличном качестве отличаются узнаваемым дизайном, высоким соотношением мощность/размер.
Подбор марки АКБ в любом случае субъективен, часто основывается на рекомендациях соседей по гаражному кооперативу.
Где и как подобрать аккумулятор по марке автомобиля онлайн
В интернете существует множество онлайн сервисов для автоматизированного подбора АКБ по марке автомобиля. Это существенно сокращает время на поиск аналогов, оптимизацию ценового выбора, сравнение технических характеристик аккумуляторов.
В этом случае не следует руководствоваться лишь данными одного поискового сервиса. Вероятно, он следует коммерческим целям какого-либо продавца. Приведем несколько полезных ссылок.
Подбор аккумулятора BOSCH по марке автомобиля —
Простой сервис, позволяющий быстро определиться с выбором АКБ марки BOSCH. В числе преимуществ – чертежи посадочных зон, габаритные размеры, клеммы, полные технические характеристики.
Подбор АКБ VARTA по марке авто —
Немного менее информативный сервис. Но также содержит расширенные технические характеристики.
Мультимарочный сервис по подбору автомобильных аккумуляторных батарей —
Основной недостаток поисковых сервисов по подбору АКБ по марке автомобиля – недостаточные сведения по геометрическим размерам. Однако их легко восполнить, включив поиск уже по найденному АКБ. Да и цену в этом случае можно минимизировать.
Воспользоваться системой автоматизированного подбора АКБ по марке автомобиля в любом случае полезно. Не только, как руководство к действию, скорее, в информационном плане.
Советы
Наконец, несколько дельных советов:
- Перед приобретением и установкой нового аккумулятора выясните причину выхода из строя предыдущего. Возможно, в автомобиле присутствовала существенная утечка тока, и АКБ постоянно разряжалась, что существенно уменьшило срок ее службы.
- Перед установкой вновь приобретенного аккумулятора тщательно очистите посадочное место, проверьте отсутствие острых заусенцев и предметов, которые могут повредить его механически.
- После установки АКБ проверьте ток утечки в стояночном режиме. Лучше это доверить профессионалам.
- При покупке АКБ предъявляйте продавцу данные о вашем автомобиле, чтобы он их зарегистрировал в документе о продаже. Таким образом, вы защитите себя при гарантийном случае. Большинство продавцов не поддерживает гарантию, если выбранный экземпляр не соответствует марке автотранспортного средства.
- В процессе эксплуатации следите за уровнем электролита в малообслуживаемых АКБ. Обследуйте пространство возле аккумулятора на предмет появления постороннего налета.
- В жаркую погоду проверяйте температуру АКБ, хотя бы оценочно.
Многие до сих пор не знают что такое лизинг автомобиля для физических лиц и чем он отличается от автокредитования.
Советуем прочитать статью про контрактный двигатель что это значит и на что обращать особое внимание при его подборе.
Какой автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/aksessuary-i-gadzhety-dlya-avto/skaner-dlya-diagnostiki.html можно выбрать автовладельцу.
Видео — выбор аккумулятора для автомобиля: