Как ценовая гонка подорвала устойчивость китайского автопрома
Суммарный долг производителей превысил 950 млрд юаней. Склады переполнены, дилеры жалуются на принудительные отгрузки. Перепроизводство стало головной болью отрасли.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Автомобильная промышленность Китая входит в полосу турбулентности. Перепроизводство, затяжная ценовая война и обострение финансовых рисков вызывают беспокойство не только среди участников рынка, но и у властей. Регуляторы открыто говорят о рисках подрыва устойчивости сектора, который еще недавно считался драйвером технологического роста страны. Autonews.ru разобрался, что происходит с китайским автомромом.

Рост числа невостребованных автомобилей
rbc.group
На фоне замедления спроса и ценовой гонки автоконцерны активно наращивают запасы. Совокупный уровень остатков на складах вырос более чем в два раза с 2019 года и достиг 370 млрд юаней (около $51,5 млрд). По данным дилеров, производители все чаще продают невостребованные машины как подержанные, чтобы выполнить внутренние KPI.

Рентабельность снижается: медианная чистая прибыль опустилась с 2,7% в 2019 году до 0,83% в 2024-м. Исключение — все та же BYD, которая смогла повысить маржу до 5,4% за счет диверсификации: если пять лет назад только половина выручки приходилась на авто, то теперь этот сегмент занимает почти 80%.

Ценовая война бьет по финансам
Долговая нагрузка сектора также растет. Общий объем обязательств производителей увеличился на 56% и составил 959 млрд юаней, а медианный коэффициент долговой нагрузки вырос до 51,3%.

Согласно данным LSEG, собранным по 33 китайским автопроизводителям, зарегистрированным на бирже, финансовое положение отрасли заметно ухудшилось за последние шесть лет. Начавшаяся в 2023 году ценовая война резко снизила маржу и увеличила долговую нагрузку. Показателен один из наиболее тревожных симптомов — рост сроков оплаты поставщикам. Если в 2019 году среднее время расчетов составляло 99 дней, то в 2024-м — уже 108.

С 1 июня в Китае вступило в силу новое правило: крупные компании обязаны оплачивать счета не позднее чем через 60 дней после получения товаров или услуг. Эта мера направлена на борьбу с практикой, при которой автопроизводители фактически перекладывают кассовые разрывы на плечи своих контрагентов.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images
«Это (новое регулирование) обеспечит более равные условия игры и, по сути, не позволит этим автопроизводителям превращать своих поставщиков в банкиров», — заявил Йорг Вуттке, вашингтонский партнер консалтинговой группы DGA-Albright Stonebridge.

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/6870e28a9a794708251f34bf?from=copy