Наибольшее распространение получили четырех- и пятиступенчатые коробки передач. Многоступенчатые коробки передач с числом ступеней 6—15 устанавливают на грузовые автомобили большой грузоподъемности и высокой проходимости.
Требования к коробке передач
- обеспечение наилучших тяговых и топливно-экономических свойств
- высокий КПД
- легкость управления
- безударное переключение передач
- бесшумность работы
- невозможность включения одновременно двух передач или передачи заднего хода при движении вперед
- надежное удержание передач во включенном и нейтральном положениях
- простоту конструкции и небольшую стоимость
- малые габаритные размеры и массу
- удобство обслуживания и ремонта
- надежность конструкции
Чтобы удовлетворить первое требование, необходимо правильно выбрать число ступеней в коробке передач и их передаточные числа. При увеличении числа ступеней можно обеспечить режимы работы двигателя, близкие к наивыгоднейшим с точки зрения динамичности и топливной экономичности автомобиля. В этом случае усложняется конструкция, возрастают габаритные размеры и масса коробки передач, а также затрудняется управление машиной.
Вместе с тем увеличение числа ступеней вызывает увеличение времени, в течение которого происходит разрыв потока мощности, что ухудшает динамичность автомобиля.
Зубчатые муфты повышают ее долговечность, так как удары при переключении воспринимает большее число зубьев муфт и включаемых шестерен. В этом случае удары полностью не исключены, а конструкция коробки передач получается более сложной.
Для безударного переключения передач устанавливают синхронизаторы, которые усложняют конструкцию, а также увеличивают габаритные размеры и массу коробки передач. Поэтому наибольшее распространение получили коробки передач, в которых высшие передачи переключают синхронизаторами, а низшие — зубчатыми муфтами.
Шум при работе коробки передач, зависящий в основном от типа установленных шестерен, значительно уменьшается при замене прямозубых шестерен косозубыми. Правильная работа коробки передач также зависит от своевременного обслуживания и ремонта.
Статьи по теме
- Устройство автоматической коробки передач – АКПП
- Устройство механической коробки передач – МКПП. Схема работы
- Плюсы и минусы автоматической коробки передач
Что ещё почитать