С середины прошлого века компания Mercedes-Benz целенаправленно занимается разработкой и внедрением в свои продукты технологий, делающих вождение максимально безопасным и комфортным. Даже в базовой комплектации автомобили легендарного немецкого автобренда, будь то мощный Мерседес-внедорожник или компактный A-клас, оснащаются надежной, ультрасовременной пассивной и активной защитой. Об особенностях первой мы уже писали, а сейчас поговорим об активной безопасности.
Составляющие активной безопасности
Комплекс включает эксплуатационные решения и особенности конструкции авто, позволяющие избежать ДТП, аварийных ситуаций на дороге. Эти элементы связаны с различными системами (тормоза, рулевое управление, подвеска) и могут при необходимости на них воздействовать. В отличие от средств пассивной безопасности, защищающих водителя и находящихся в салоне пассажиров от последствий уже случившегося столкновения, в этом случае эффект направлен на предотвращение ДТП.
Перечислим основные компоненты этой сложной системы:
- ABS — антиблокировка тормозов;
- ASR — противобуксовочная система;
- ESC — стабилизация курса;
- EBD — распределение нагрузки при торможении;
- BAS — ассистент для экстренного торможения;
- ASD — автоматическая блокировка дифференциала;
- внешние осветительные приборы.
Также сюда относятся всевозможные вспомогательные подсистемы, которые облегчают выполнение различных задач при управлении транспортным средством:
- парктроник — устройство для упрощения парковки;
- ACC — адаптивный круиз-контроль;
- помощь на подъемах и спусках;
- мониторинг «слепых зон»;
- оповещение о сокращении дистанции до объекта, который находится впереди.
Эволюция активной безопасности Мерседес
Эти системы прошли длительную эволюцию (начиная с 1970-х годов) и продолжают совершенствоваться. В этот процесс изначально была включена компания Mercedes-Benz, поставившая своей целью максимально обезопасить своих клиентов в процессе езды. Автомобиль в концепции бренда — больше, чем средство передвижения, это надежный партнер и верный помощник водителя.
Термин «активная безопасность» предложили итальянские конструкторы в 60-х годах ХХ века. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 40-х. Наибольший вклад в нее внесли специалисты Daimler AG — Бела Бареньи, Ганс Шеренберг, Карл Вилфелт. Они понимали активную безопасность как безопасное вождение и меры по физической защите людей в салоне, а также по сохранению целостности самого автомобиля.
В 1978 году Мерседес-Бенц представил первую в мире антиблокировочную систему торможения, созданную в тандеме с компанией Bosch. Ноу-хау позволяло водителю контролировать рулевое управление даже в случае экстренного торможения, колеса при этом не блокировались. Авто сохраняло устойчивость в критической ситуации. Сегодня система ABS широко используется различными автобрендами. Тогда же начали внедрять антиблокировку с цифровым управлением — революционное решение для своего времени.
С 1980-х годов на авто устанавливаются различные системы, упрощающие процесс вождения: ASR, ASD, BAS, ESP® (противозаносная система), DISTRONIC, электронная АКПП и др.
В 1985 году Мерседес презентовал первые антипробуксовочные системы (ASD, ASR) с программным обеспечением. Одновременно начала применяться первая версия полноприводной трансмиссии, получившая маркетинговое наименование 4MATIC. Это повысило устойчивость авто и его управляемость, в том числе при движении в сложных условиях: по занесенному снегом полотну, в гололед, на крутых поворотах и т. д. Полный привод эффективен в сочетании с устройствами динамической стабилизации ESP и управления тяговым усилием 4ETS.
В последние десятилетия компания презентовала несколько новшеств, ставших отраслевым стандартом. В 1995 году автобренд представил систему курсовой устойчивости ESP®, а тремя годами позже — круиз-контроль DISTRONIC и тормозной ассистент (анализатор усилия, прикладываемого к педали тормоза) Brake Assist. В 1999 году появилось еще одно ноу-хау — активное шасси ABC.
В основе работы системы DISTRONIC — радар, считывающий расстояние до следующего впереди автомобиля и скорость его движения. Это позволяет сохранять безопасную дистанцию, при необходимости замедляя или ускоряя автомобиль — система имеет доступ к АКПП, тормозам и двигателю. Впервые новинка появилась в машинах S-класса серии 220. Когда на полосе впереди нет других машин, авто вновь разгоняется до первоначальной скорости. Автоматика поддерживает скоростной режим от 40 до 160 км/ч. В 2005 году появилось обновление — DISTRONIC PLUS. Здесь диапазон скоростей намного шире — до 200 км/ч.
Активная подвеска ABC нейтрализует все крены и придает движению плавность. За рулем вы просто отдыхаете, расслабляетесь и наслаждаетесь ездой.
Что касается вспомогательных систем, то здесь стоит прежде всего упомянуть PARKTRONIC (опция для автоматической парковки), навигационную цифровую систему Auto Pilot System (APS), голосовое управление — все они появились во второй половине 90-х.
Новые концепции и искусственный интеллект
Особого внимания заслуживают изыскания в области ИИ. В 1998 году автоконцерн впервые представил инновационный интерфейс COMAND. Он позволил достичь нового уровня взаимодействия между водителем и автомобилем. Спустя три десятилетия, в 2018 году Mercedes-Benz представил еще более совершенную мультимедийную систему управления — User Experience с элементами искусственного интеллекта. Она позволяет не только безопасно управлять автомобилем, но и устанавливает между ним и водителем, а также пассажирами эмоциональный контакт.
Системы активной безопасности Mercedes-Benz продолжают эволюционировать, делая вождение все более комфортным, менее стрессовым и рискованным занятием.
В 1999 году Mercedes-Benz представил корпоративную концепцию интегральной безопасности и 6 лет спустя внедрил ее в серийное производство. Также эта философия проявила себя в превентивной системе безопасности PRE-SAFE®, которая при помощи датчиков распознает признаки возможной аварийной ситуации и принимает меры по минимизации рисков.
Начало 2000-х отмечено появлением ультрасовременных систем: адаптивные стоп-сигналы, интеллектуальное наружное освещение, «дотормаживатель» Brake Assist System, сканер слепых зон, контроль усталости водителя и др.
В 2010-м появилось еще одно новшество в области автоматизированного безаварийного вождения — Intelligent Drive. Она решает многие проблемы с учетом интенсивности трафика в современных мегаполисах, сложных условий на загородных трассах. Новинка была опробована на представителях S-класса. Тест-драйв провели в режиме реального времени на всех пяти континентах.
С 2013 года в философии Intelligent Drive интегрированы все системы безопасности и помощи водителю. А в 2017 году Мерседес вышел на новый уровень автобезопасности — Intelligent Drive Next Level, продвинувшись в направлении создания беспилотного автомобиля. А значит, нас ждут потрясающие премьеры, причем в самом ближайшем будущем.