1. Что изменилось с 1 июня 2017 года?
В силу вступила поправка в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Отныне пункт 13 статьи 25 этого закона гласит:
«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами»
Иными словами, теперь работать водителем на территории России можно только имея российские водительские права. Это ограничение касается и индивидуальных предпринимателей, и наемных работников, и их работодателей: первые две категории обязаны получить местное водительское удостоверение, а последние – проконтролировать обязательное наличие российских прав у своих водителей. В случае выявления нарушения и работникам, и работодателям грозят штрафы.
2. Стал ли запрет неожиданностью для затронутых категорий граждан?
Вовсе нет: сама по себе инициатива запрета и даже соответствующие постановления существовали давно – еще с 2013 года. Однако год за годом на это нововведение давались отсрочки – прежде всего, для того, чтобы дать возможность всем иностранным профессиональным водителям получить права российского образца. В этом году очередной отсрочки не состоялось, и поправка вступила в силу, все-таки лишив некоторое количество водителей возможности продолжать легально работать.
3. Нужно ли мне получать местные права, если я иностранец, но езжу на машине в личных целях, не работая водителем?
Нет, не нужно – поправка затрагивает лишь тех, кто управляет транспортом, зарабатывая этим: таксистов, водителей автобусов, маршруток, грузовиков и другого транспорта. Об этом прямо говорит пункт 12 того же Федерального закона:
«Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи»
Управлять автомобилем по своему национальному документу разрешено гражданам стран, чьи водительские права соответствуют требованиям, предъявляемым к российским правам международного образца. Однако комментарий на официальном сайте ГИБДД поясняет, что и водительское удостоверение гражданина страны, не подписавшей Венскую конвенцию о дорожном движении, «признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации», но «должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита)».
4. Нужно ли водителям-иностранцам проходить обучение в автошколе для получения российских прав?
Нет: для получения российского водительского удостоверения потребуется только получить медицинскую справку стандартного образца и сдать квалификационные экзамены – теоретический и практические. После этого, заполнив заявление и предъявив паспорт, иностранные водители могут получить права российского образца.
5. Какой штраф грозит водителю, работающему без российского водительского удостоверения?
С 1 июня профессиональные водители, не имеющие российского водительского удостоверения, попадают в категорию лиц, «не имеющих права управления транспортным средством» и штрафуются согласно ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Она гласит, что нарушение
«влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».
6. Какой штраф грозит работодателю, чей водитель работает без российского водительского удостоверения?
Работодатель в случае выявления подобного нарушения будет караться согласно ст. 12.32.1 КоАП РФ. Эта статья гласит:
«Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей»