Система бортовой диагностики обеспечивает считывание информации об неисправности, сохраненной в памяти контроллера. Расскажем про оборудование для диагностики системы впрыска, какие функции выполняет.
Что такое диагностическое оборудование?
“Диагностическое оборудование” или “тестер” – специализированный прибор или персональный компьютер с программой для проведения диагностических работ на автомобилях с электронной системой управления двигателем.
Все современные контроллеры автомобилей работают с диагностическим оборудованием по протоколу KWP2000 (Keyword Protocol 2000). Этот протокол является международным стандартом. Сразу заметим, что стандарт определяет только способ “общения” между оборудованием и контроллером, а сама информация (таблицы параметров, коды неисправностей) может быть различной. Поэтому оборудование для диагностики не является универсальным.
Функции оборудования для диагностики системы впрыска
2. Получение информации о значениях основных параметров работы системы.
Контроллер передает таблицу значений текущих параметров работы системы, а тестер отображает их на дисплее. Значения отображаются в физических величинах или в виде графиков изменения во времени. Список параметров определяется на стадии проектирования системы и является достаточным для проведения диагностических работ в условиях авто сервиса.
Типовой набор параметров следующий: температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, скорость вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, масса воздуха двигателя, угол опережения зажигания, параметры регулирования состава топливовоздушной смеси, параметры регулирования холостого хода.
Кроме значений параметров тестер может получить от контроллера значения напряжения сигналов с датчиков системы.
Анализируя значения текущих параметров, можно выявить неисправности в работе системы, которые не определяются функциями самодиагностики. Например, положение дроссельной заслонки равно 5%, а педаль акселератора полностью отпущена — в этом случае или неисправен датчик положения дроссельной заслонки, или проблема в механической части.
3. Получение информации из памяти контроллера о неисправностях в работе системы.
Код ошибки. Каждая неисправность системы кодируется согласно международному стандарту пяти символьным кодом. Например, P0122. Первая буква “P” показывает, что ошибка относится к системе управления двигателем. Следующий символ “0” показывает, что эта ошибка определена стандартом (может быть и “2”). Для ошибок, не вошедших в стандарт, а определенных производителем, этот символ будет “1” или “3”. Следующая комбинация символов “12” указывает на датчик положения дроссельной заслонки. Последний символ показывает тип ошибки, в нашем случае “2” — это низкий уровень сигнала с датчика.
Cтатус-флаги. Это дополнительная информация об ошибке. Они показывают, как обстоят дела с этой неисправностью в настоящий момент: активная или нет, случайная или постоянная, ведет к зажиганию диагностической лампы или нет, влияет на увеличение токсичности или нет. Для разных контроллеров существует разный набор статус-флагов. Некоторые контроллеры также могут сообщать тестеру дополнительно, сколько раз возникала неисправность, время после сброса контроллера и до трех значений параметров работы системы в момент фиксирования ошибки.
Freeze Frame. Это зафиксированный (замороженный) на момент возникновения неисправности список значений параметров системы. Исследуя эти значения, можно определить, когда (при какой температуре, скорости вращения коленвала, нагрузке, скорости автомобиля) возникла неисправность. Это поможет выяснить причину возникновения ошибки. Вообще, Freeze Frame — это стандартный список параметров, значения которых должны фиксироваться, но производители систем управления или автомобилей вправе выбрать из этого списка свой набор.
По команде с диагностического тестера можно очистить память хранения ошибок контроллера.
4. Запуск тестов проверки исполнительных устройств системы.
При проведении диагностических работ возникает необходимость проверки работоспособности исполнительных устройств системы. В этом случае тестер подает команду на включение или выключение устройства. Например, при измерении баланса форсунок перед каждым измерением необходимо наличие рабочего давления в топливной системе (периодически нужно включать электробензонасос). Включение реле бензонасоса можно производить с помощью тестера.
С помощью диагностики можно проверить работоспособность всех реле системы, форсунок, модуля зажигания и клапана продувки адсорбера. Кроме того, можно управлять регулятором холостого хода и провести регулировку состава смеси для систем без обратной связи по датчику кислорода.
Статьи по теме
- Как работает система впрыска с обратной связью?
- Что такое самодиагностика – бортовая диагностика двигателя?
- Поиск неисправностей топливной системы инжектора
Что ещё почитать