Указания регулировщика часто сбивают с толку даже опытных водителей, хотя в автошколах этому посвящено несколько часов обучения

Сигналы регулировщика: фото, значение и как разобраться

Фото: Александр Алпаткин / ТАСС

В этом материале:

  • Регулировщик в ПДД
  • Если рука поднята вверх
  • Обе руки вытянуты в стороны
  • Если одна рука в сторону
  • Другие знаки регулировщика
  • Как запомнить знаки регулировщика, стих
  • Штрафы за нарушение сигналов регулировщика
  • Регулировщик в правилах дорожного движения

    Регулировщиком дорожного движения называют инспектора ГИБДД, который специальными сигналами из ПДД и другими инструкциями осуществляет регулирование автомобильного движения. Регулировщик на дороге всегда должен быть в форменной одежде и иметь отличительный знак и экипировку. Знаки регулировщика определяют направление движения для потока машин. Регулировщик может разрешить или запретить движение, показать, в какую сторону и когда можно ехать.

    Подает сигналы регулировщик преимущественно одной рукой с использованием жезла, а иногда и сигнального свистка. Руки инспектора могут быть раздвинуты в стороны или подняты вверх. В этом материале — все возможные указания регулировщика, их значение и наказания для автомобилистов за неповиновение.

    Куда ехать, если рука регулировщика поднята вверх

    Во время подачи сигналов регулировщик может поднять только одну руку. Как указано в пункте 6.10 правил дорожного движения, в случае, когда рука регулировщика поднята вверх, движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 ПДД (водители, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению). Пешеходам при таком сигнале от инспектора предписано освободить проезжую часть или остановиться возле полосы, разделяющей потоки.

    Рука вверх: движение запрещено всем, кроме автомобилей, завершающих маневр.

    При этом совершенно неважно, что в этот момент показывают светофор и дорожные знаки — указание регулировщика имеет преимущественное значение. Кроме того, совершенно не имеет значения, стоит ли регулировщик к вам лицом или спиной. Если он поднял руку вверх, надо остановиться и ждать смены сигнала. В соответствующем пункте ПДД также указано, что регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. А для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

    Как ехать, если руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены

    В таком положении инспектора важно обратить внимание, какой стороной тела к вам он стоит. Если регулировщик вытянул руки в стороны или опустил, но при этом стоит к вам боком, то автомобилям разрешено движение прямо и направо, а вот трамвай может ехать только прямо, пешеходам также разрешено переходить проезжую часть только прямо.

    Обе руки в стороны или опущены: если боком — можно вперед и направо, если спиной или лицом — двигаться нельзя.

    Если вы видите регулировщика с вытянутыми или опущенными руками со стороны его груди или спины, тогда движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. Другими словами, нельзя передвигаться в направлении, которое перегородил инспектор. Движение всегда будет запрещено, если регулировщик стоит перед вашей машиной лицом или спиной.

    Куда ехать, если правая рука регулировщика вытянута вперед

    Положение регулировщика с вытянутой правой рукой считается многими водителями самым сложным для распознавания сигналом. Хотя на самом деле нужно отталкиваться от того, какой стороной тела к вам в этот момент стоит инспектор. В разных положениях тела вытянутая правая рука может означать разные сигналы.

    Если регулировщик стоит к потоку машин левым боком с опущенной левой рукой, при этом его правая рука вытянута вперед в направлении его лица, то автомобили могут ехать в любом направлении: вперед, вправо, влево и даже пойти на разворот. При этом пешеходы могут переходить дорогу только прямо, а трамвай может только совершить поворот налево — туда, куда указывает рука регулировщика.

    Правая рука вперед: спиной или правым боком — ехать нельзя, лицом — только направо, левым боком — движение в любом направлении.

    Если регулировщик стоит к вам лицом, вытянув правую руку перед собой в вашем направлении, то вы можете только повернуть направо. Это касается лишь автомобилей и трамвая, потому что пешеходам такое положение инспектора движение запрещает вовсе.

    Если инспектор с вытянутой правой рукой стоит к вашей машине спиной или правым боком, тогда его поза говорит о том, что движение всех транспортных средств в данный момент запрещено. А вот пешеходам разрешается перейти проезжую часть, но только за спиной регулировщика.

    Какие еще знаки подает регулировщик

    Помимо манипуляций руками, регулировщик во время работы может использовать сигнальный свисток в качестве средства привлечения внимания водителей. Также инспектор-регулировщик может потребовать автомобиль остановиться с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на машину. В такой ситуации водитель должен остановиться в указанном ему месте.

    Стоит также напомнить, что при сигнале о запрете передвижения водитель должен остановиться перед стоп-линией или до пересекаемой проезжей части. Кроме того, водители и пешеходы должны выполнять требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

    Вращение жезлом — двигаться быстрее, свисток — внимание, резкие движения руками и указание направления — быстро завершить маневр. (Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press)

    Автомобилисты также часто видят на дороге, как регулировщик выполняет жезлом вращательные движения. Смысл такого сигнала в том, что водители, которым в этот момент разрешено движение, должны ускориться и побыстрее проехать перекресток. Инспектор также может резко махнуть рукой вниз и показать влево — это просьба побыстрее завершить правый поворот.

    Если регулировщика на дороге нет, а значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков, то водители должны руководствоваться сигналами светофора. Согласно ПДД, приоритетность указаний имеет следующее главенство: регулировщик — светофор — знаки.

    Нарушение сигналов регулировщика, штрафы

    Нарушения требований регулировщика приравниваются к проезду на запрещенный сигнал светофора. Если водитель не соблюдает указаний регулировщика, то его действия подпадают под статью 12.12 КоАП, в которой перечислены все наказания за игнорирование запрещающего сигнала светофора.

    • Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей;
    • За повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика водителя накажут уже штрафом в 7500 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

    Краткие тезисы: сигналы регулировщика в ПДД

    • Рука поднята вверх
      • Запрещено движение всем ТС и пешеходам (кроме случаев, когда остановка невозможна без экстренного торможения).
      • Приоритет над светофором и знаками.
    • Руки вытянуты в стороны или опущены
      • Со стороны груди/спины: движение запрещено.
      • Со стороны боков:
        • Автомобилям — прямо и направо.
        • Трамваям — только прямо.
        • Пешеходам — прямо через проезжую часть.
    • Правая рука вытянута вперед
      • Если регулировщик стоит к вам левым боком:
        • Автомобилям — разрешено движение во всех направлениях (включая разворот).
        • Пешеходам — только прямо.
        • Трамваям — только налево.
      • Если регулировщик стоит лицом к вам:
        • Автомобилям и трамваям — только направо.
        • Пешеходам — запрещено.
      • Если регулировщик стоит спиной/правым боком:
        • Всем ТС — запрещено.
        • Пешеходам — разрешено переходить за спиной регулировщика.
    • Дополнительные сигналы
      • Вращение жезлом: ускорить проезд перекрестка.
      • Резкий жест вниз-влево: быстрее завершить правый поворот.
      • Свисток/громкоговоритель: привлечение внимания или требование остановиться.
    • Приоритетность указаний
      • Регулировщик > светофор > дорожные знаки.
    • Штрафы за нарушение
      • Первое нарушение: 1 500 руб. (ст. 12.12 КоАП).
      • Повторное нарушение: 5 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев.

    Авторы Теги Екатерина Демишева