Данный словарь полезен начинающим автолюбителям и водителям с опытом. В нем найдете информацию об основных узлах автомобиля и их краткое определение.

Автомобильный словарь

АВТОМОБИЛЬ – транспортная машина, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим). Вращение от двигателя передается коробке передач и колесам. Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы) и грузовые

АККУМУЛЯТОР – устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. Аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии на автомобилях. Подробнее в статье “”.

АКСЕЛЕРАТОР (педаль “газа”) – регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения двигателя.

АМОРТИЗАТОР – устройство для смягчения ударов в подвеске автомобилей. В амортизаторе используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы. Подробнее в статье “Амортизаторы автомобиля – для чего нужны?”.

БАМПЕР – энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара), расположенного спереди и сзади. Подробнее в статье “Что такое бампер авто? Его основное назначение”.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР – служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях. Подробнее в статье “Воздушный фильтр. Зачем нужен?”.

ГЕНЕРАТОР – устройство, вырабатывающее электрическую энергию либо создающие электромагнитные колебания и импульсы. Подробнее в статье “Автомобильный генератор. Как он работает?”.

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА – зубчатый механизм трансмиссии автомобилей, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия. Подробнее в статье “Главная передача и дифференциал автомобиля”.

ДЕТОНАЦИЯ – наблюдается в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация, то происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. Детонация проявляется в металлических “стуках”, дымном выхлопе и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ – обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути. Подробнее в статье “Что такое дифференциал авто?”.

ЖИКЛЕР – калиброванное отверстие для дозирования подачи топлива или воздуха. В технической литературе жиклерами называют детали карбюратора с калиброванными отверстиями. Различают жиклеры: топливный, воздушный, главный, компенсационный, холостого хода. Жиклеры оценивают их пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством жидкости, которое может пройти через калиброванное отверстие в единицу времени; пропускная способность выражается в см3/мин.

КАРБЮРАТОР – прибор для приготовления горючей смеси из топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в карбюраторе распыляется, перемешиваясь с воздухом, после чего подается в цилиндры. Подробнее в цикле статей про устройство и обслуживание карбюратора.

КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ – шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий) или упругим свойствам специальных элементов (упругий). Последовательное соединение двух карданных механизмов называется карданной передачей. Подробнее в статье “Карданная передача авто. Устройство”.

КАРТЕР – неподвижная деталь двигателя, обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть картера (поддон) – резервуар для смазочного масла.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ – вращающееся звено кривошипного механизма; применяется в поршневых двигателях. В поршневых двигателях число колен коленчатого вала обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ – многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе. Подробнее в статье “Устройство механической коробки передач”.

КОЛЛЕКТОР – название некоторых технических устройств (например, выпускной и впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания).

ЛЮФТ – зазор между частями машины, какого-либо устройства.

МАНОМЕТР – прибор для измерений давления жидкостей и газов.

МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР – устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. Масляный фильтр устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания.

МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ – можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).

ПОДВЕСКА – система механизмов и деталей соединения колёс с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении. Автомобильная подвеска по конструкции бывает зависимой и независимой. Подробнее в статье “Для чего нужна подвеска автомобиля?”.

ПОДШИПНИК – опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ – простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. Предохранитель состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи.

ПРОТЕКТОР – толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.

РАДИАТОР – устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.

РАЗВАЛ КОЛЕС – облегчает поворот колес и разгружает внешние подшипники. Подробнее в статье “Что такое развал и схождение колес?”.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ – прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ – имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.

РЕДУКТОР – зубчатая (червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.

РЕЛЕ – устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне. Различают реле тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Реле используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации.

САЛЬНИК – уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями. Подробнее в статье “Как выбрать сальники для машины?”.

СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ – устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами.Подробнее в статье “Как работают свечи зажигания?”.

СТАРТЕР – основной агрегат двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для его запуска.

СТУПИЦА – центральная, обычно утолщенная часть колеса. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.

СЦЕПЛЕНИЕ – механизм для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Сцепление обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание автомобиля с места. Подробнее в статье “Устройство сцепления авто”.

ТАХОМЕТР – прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Подробнее в статье “Автомобильный тахометр – что это такое?”.

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ – расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки. Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.

ТРАМБЛЕР – прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.

ТРАНСМИССИЯ – устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим механизмам (на колеса автомобиля).

ШИНА – резиновая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки.

ЭКОНОМАЙЗЕР – приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому. Подробнее в статье “Теория работы карбюратора. Основные детали”.

Статьи по теме
  • Словарь автомобильных аббревиатур. Что они обозначают?
  • Автомобильный словарь джипера. Справочник любителей джипов
  • Англо-русский автомобильный словарь
Что ещё почитать