Большая автомобильная конференция Автостата ForAuto-2025, прошедная в столице 13 февраля, выдалась чрезвычайно насыщенной и самой представительной по уровню спикеров за последние два года. Обсуждались итоги 2024 года, продажи января 2025 года, отдельная секция была посвящена и электромобилям. Одним из выступавших стал вице-президент АВТОВАЗа по продажам и маркетингу Дмитрий Костормин и мы не упустили случая задать Дмитрию несколько вопросов, касающихся электрической модели Lada e-Largus. Напомним, что отечественный автогигант заявлял о старте производства Lada e-Largus ещё в сентябре 2024 года, однако ни одной машины до 31 декабря 2024 года так и не было продано.
Сергей Арбузов: Дмитрий, почему мы не видим электрического Ларгуса в постановках на учёт в ГИБДД?
Дмитрий Костормин: Задачу государства по разработке и освоению производства электрической модели мы выполнили. Второй вопрос – сколько она будет стоить. Цены, которые мы озвучили, скажем так, непростые для реализации этой машины, особенно с учётом конкуренции со стороны китайских производителей. Хорошо, что утильсбор на все электромобили с 1 января этого года подняли, сейчас посмотрим, как рынок будет отыгрывать это.
С. А.: Да, три миллиона многовато. В этом году хотя бы одна машина уже продана?
Д. К.: Да, первый автомобиль встал на регистрацию в ГИБДД совсем недавно. Следующая партия встанет в апреле.
С. А.: Это будут экземпляры, предназначенные для опытной эксплуатации, или переданные покупателям, которые заплатили за них?
Д. К.: Речь идёт уже о конечных потребителях. Мы договорились с дилерской сетью о том, что с учётом специфики продукта нужно в первую очередь работать на корпоративного клиента: электрические Ларгусы мы производим только под заказ.
С. А.: Многие дилеры говорят, что они не прошли обучение по электрическому Ларгусу.
Д. К.: Да, мы не всех дилеров по нему обучали – только самых лучших и крупных, потому что у мелких дилеров и так часто возникают проблемы с текущим обучением персонала по основным моделям. У нас есть рейтинг дилеров по качеству постпродажного обслуживания: нужно, чтобы дилер с одной стороны много продавал, с другой – получал хорошие отзывы клиентов, при этом на него не жаловались. Именно эти дилеры и получили возможность работать по электрическому Ларгусу. По этой же схеме мы будем запускать и CNG, то есть Весту на метане.
С. А.: Что с актом экспертизы торгово-промышленной палаты – сколько у электрического Ларгуса локализационных баллов? Я посмотрел сегодня реестр российской промышленной продукции: документ на электрический Ларгус пока не опубликован – только на обычный. Дело в том, что батарея на e-Largus пока китайская… А чтобы АВТОВАЗу получать компенсацию по возросшему более чем в 10 раз утильсбору на электромобили, батарея должна быть российской.
Д. К.: Батарея – российская.
С. А.: Корпусирована, то есть собрана в России, но из китайских ячеек, а по действующему постановлению № 719 для признания такой батареи российской, этого не достаточно: ячейка должна набирать 800 баллов, сама батарея – ещё 650 баллов. При этом и целевая планка для полной компенсации утильсбора с этого года тоже поднялась до 3700 баллов. То есть, выполнить условия по локализации непросто…
Д. К.: Боюсь наврать, но 3700 мы вроде бы набираем, сейчас точно не скажу. Сверюсь с коллегами и в ближайшее время озвучим.
С. А.: Из курилок Минпромторга до нас доходят слухи, что ведомство на 2025 год негласно сняло требования по локализации высоковольтных батарей и ячеек, прописанных в 719-м постановлении: якобы достаточно корпусировать батарею в России из китайских ячеек, то есть просто собирать, и она уже будет считаться российской.
Д. К.: Это было сделано не для нас, это для Voyah, то есть для «Моторинвеста», для того, чтобы они попали в госпрограмму.
С. А.: Какие у вас дальнейшие планы на этот электрический Ларгус: утильсбором государство уже помогло, что нужно ещё сделать, чтобы реально запустить производство?
Д. К.: Сейчас доля рынка у электрических моделей – один процент. В нашем «автовазовском» масштабе – это вообще ни о чём. Мы работаем с большими масштабами. Повторюсь, электрический Ларгус – продукт нишевый. Правительством и президентом ставилась задача создать машину, померить сколько она стоит, выявить сложности, которые могут возникнуть при её серийном производстве. Мы это выполнили.
С. А.: Воспользуюсь случаем и задаем ещё пару вопросов не по электрической теме: когда начнутся отгрузки Весты с 6-ступенчатой коробкой от китайского партнёра?
Д. К.: Надо уточнить, внесли ли изменения в ОТТС, по-моему уже внесли, но отгрузка дилерам уже началась.
С. А.: Дилеры говорят, что нет документации по этой коробке.
Д. К.: Нет! Но обучение мы по ней уже провели.
С. А.: Я обзвонил своих товарищей в дилерских центрах Lada, они говорят, что АВТОВАЗ отгружает по оговоренным объёмам только Гранты и Нивы, а по Вестам и Ларгусам отгрузка идёт непрогнозируемо: машин может быть как меньше того объёма, который готов взять дилер, так и больше. Сетуют, что трудно работать…
Д. К.: То есть это как претензия звучит? Назовите-ка мне этих дилеров – я им тут же отгружу то количество Lada Vesta, которое они хотят! Положа руку на сердце, дилеры всегда чем-то недовольны: то им мало машин, то им много машин. Поднялась ставка – говорят, что всё пропало, бизнес распродаём, закрываемся и ждём пока всё наладится. Вот до таких эмоций доходило в конце года и сейчас продолжается.
С. А.: Открыли заказы по Искре?
Д. К.: Нет, по Весте и Ларгусу сейчас откроем на апрель.
С. А.: Почему вы поддерживаете продажи Весты только с вариатором, а исполнения с ручной коробкой – нет? Возникает ощущение, что по договору с китайской стороной вы должны выкупить определённый объём этих вариаторов, поэтому всячески стараетесь подстегнуть сбыт.
Д. К.: А мы подстраиваемся под рынок. У нас же всё, что ни сделает АВТОВАЗ – это плохо. Эту коробку долго троллили в прессе, поэтому мы говорим клиенту: вот тебе автомат по цене механики и сравни. Поддерживать спрос на Весту с ручными коробками пока нет нужды. Кстати, считалось, что этот вариатор часто ломается, но наш инжиниринг совместно с китайской стороной разработал дополнительные меры, поднявшие надёжность.
С. А.: Что ж, удачи в делах!
Д. К.: Спасибо!