Для многих автоспортивных соревнований, таких как кросс, картинг, кольцевые гонки и ралли, автомобильный шлем является одним из важнейших деталей экипировка пилота. Поговорим какие бывают и для чего применяются.
Строение автомобильного шлема
Современные шлемы роднит многослойность. Внешний, самый прочный слой защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом для крепления второго слоя. Распространенным материалом для внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар тяжел для шлема, а чистый карбон дорог и сложен для формовки. Но шлемы для пилотов Формулы 1 делают из чистого карбона.
В шлемах средней ценовой категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4–5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это для поглощения энергии при ударе – контакт головы со сверхтвердой «скорлупой» оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя – демпфирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40–50 мм.
Открытые и закрытые шлемы для автоспорта
Шлемы различаются в зависимости от видов соревнований. Закрытый шлем предназначен для формульных классов. В картинге его тоже применяют, но из-за высокой цены лишь в профессиональных классах. Для массового картинга и по цене, и по степени защиты подходят мотоциклетные шлемы – их делают, обходясь без высоких технологий (читай – углепластика и «номекса»).
Для гонок в открытом кокпите крайне важна аэродинамика шлема, чтобы под напором набегающего воздуха он не задирал вверх голову или, наоборот, не прижимал, напрягая шейные позвонки и отвлекая внимание от пилотирования. Все дорогие модели проходят испытания в аэродинамической трубе – идеально выверены и сбалансированы. Мало того, пилот с учетом особенностей болида может сам откорректировать аэродинамику шлема: установить дополнительные пластиковые спойлеры либо на затылочную часть, либо на уровне подбородка.
«Закрытый» шлем предполагает, что лицо пилота полностью защищено от внешнего воздействия. Перед глазами находится забрало – прозрачное, тонированное или со специальным напылением. Тот или иной цвет тонированных стекол поглощает «мешающие» частоты спектра при различном освещении.
Есть еще внутренние пленки. Они – против запотевания стекла, правда, не всегда нужны: у некоторых моделей специальные двойные стекла, изначально неспособные запотеть. Запотеванию препятствует еще и внутренняя вентиляция. Такая вентиляция необходима, чтобы поддерживать приемлемый микроклимат внутри «скорлупы». Многие модели позволяют регулировать интенсивность циркуляции воздушных потоков внутри защитной оболочки, открывая или закрывая дополнительные отверстия на поверхности шлема. Ведь закрытые используют не только в формульных болидах, но и в кузовных классах.
Раллийные шлемы от кольцевых отличает переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь больше, чем у аналогичных кольцевых: в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи напоминают калейдоскоп, требуется больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей.
Создатели шлемов озабочены дополнительным комфортом и правильной организацией внутреннего пространства. Чтобы сделать его максимально эргономичным, отдельные элементы выполняют легкосъемными. Меняя специальные подушечки, можно подогнать шлем под голову каждого пилота. У изделий высокого класса для формулы 1 и ралли – полностью съемный внутренний слой.
От такого рода нюансов зависит класс шлема. Хороший идеально сидит на голове, не отвлекая пилота от управления. Шлемы уровнем пониже внешне не отличаются от них, но требуют более тщательной подгонки. Как и везде, за все хорошее нужно платить. Защитить свою голову стоит немало – от 10 000 рублей. Потому необходимо четко представлять, какой шлем вам нужен.
Статьи по теме
- Экипировка пилота – комбинезоны для гонщиков
- Что такое авто ралли – любительские и спортивные?
- Электронная книга: “Все о тюнинге современных автомобилей”
Что ещё почитать