Материальная ответственность личного водителя
Материальная ответственность водителя представляет собой актуальный вопрос для тех, кто хочет устроиться на работу личным водителем. Ведь именно личные водители солидных бизнесменов имеют наибольшую заработную плату.
Однако и водить, в данном случае, приходится автомобили весьма дорогостоящие. По этой причине материальная ответственность водителя должна оговариваться сразу при приеме на работу, ведь даже легкое дорожно-транспортное происшествие может лечь на шофера непосильным бременем финансовых обязательств перед владельцем.
Еще совсем недавно материальная ответственность водителя в случае аварии всецело ложилась на виновного в дорожно-транспортном происшествии. Так, если частный автомобиль с водителем за рулем был невиновен в аварии, компенсацию выплачивал тот, кто ее спровоцировал. Логично, что если ДТП происходило по вине водителя, то и платить за ремонт автомобиля приходилось ему.
Появление системы обязательного автомобильного страхования не особо сильно повлияло на материальную ответственность водителя. В первую очередь, выплаты полагаются лишь в том случае, если наемный шофер не виноват в дорожно-транспортном происшествии. Кроме того, выплаты, полученные по «автогражданке», имеют установленные законодательством лимиты. Стоимость же ремонта дорогостоящего авто легко может превысить страховой порог.
Единственным решением, которое снимает материальную ответственность с водителя, является страхование по КАСКО. Такой тип страхования позволяет полностью покрыть ущерб в случае аварии либо угона автомобиля. При этом степень виновности водителя в дорожно-транспортном происшествии не имеет для страховой компании никакого значения – страховка выплачивается в любом случае.
Впрочем, у каждой компании имеются определенные ограничения и причины, по которым страховщик может отказать в выплате. Однако их не так уж и много, а потому КАСКО является гораздо более действенным инструментом для обеспечения безопасности транспортного средства, нежели обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).
Таким образом, перед тем, как устраиваться на работу личным водителем, соискатель должен поинтересоваться, застрахован по КАСКО автомобиль, на котором ему предстоит ездить. Именно от этого факта напрямую зависит материальная ответственность водителя в случае дорожно-транспортного происшествия.
Однако далеко не все работодатели спешат ежегодно страховать автомобиль по системе КАСКО, и на это есть одно веское основание: стоимость страховки КАСКО напрямую зависит от цены автомобиля. По факту это означает, что чем дороже автомобиль, тем больше придется заплатить за страховой полис КАСКО. Даже за автомобиль стоимостью в 650-700 тысяч рублей (это цена среднестатистического хэтчбека гольф-класса типа популярного Ford Focus или Opel Astra), владельцу придется каждый год платить за полис порядка шестидесяти тысяч рублей.
А стоимость полиса страхования для дорогого внедорожника или представительского седана может легко переваливать за отметку в 100-200 тысяч рублей. Вполне естественно, что такие траты являются существенными даже для довольно обеспеченного человека, и возложить материальную ответственность на водителя гораздо проще.
Впрочем, говоря о материальной ответственности водителя, стоит напомнить, что страхование по КАСКО не является панацеей, которая способна защитить наемного шофера от финансовых претензий со стороны работодателя в случае аварии.
Связано это, как ни странно, все с той же дороговизной страховых полисов. На сегодняшний день большое количество страховых компаний предлагают услугу так называемого «половинчатого» приобретения страхового полиса. На практике это выглядит следующим образом: владелец автомобиля при оформлении договора страхования по КАСКО выплачивает не всю стоимость полиса, а лишь половину. В случае дорожно-транспортного происшествия он выплачивает остаток средств, а страховая компания осуществляет оплату ремонта либо компенсации за причиненный ущерб.
Само собой, такая система крайне удобна в случае серьезных аварий. Впрочем, касательно материальной ответственности водителя такой подход к страхованию грозит весьма серьезными последствиями. Дело в том, что в реальных дорожных условиях при езде преимущественно в городе дорожно-транспортные происшествия с большими суммами ущерба случаются, в процентном отношении, гораздо реже.
Основную массу аварий же составляют небольшие повреждения бампера, зеркал автомобиля, «притирания» и прочее. Таким образом, владельцу нет смысла прибегать к страховым выплатам по КАСКО, поскольку сумма, уплаченная по остаточной цене полиса, окажется выше, нежели размер компенсации. Кроме того, «аварийная» история скажется на последующей стоимости полиса.
И здесь гораздо проще взыскать сумму ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия. В итоге материальная ответственность водителя в случае, если он виновен в аварии, никуда не исчезнет.
Напоследок хочется дать еще один совет частным водителям. Звучит он банально – всячески избегать аварий по своей вине. Ведь даже если материальная ответственность водителя будет отсутствовать либо она не прописана трудовым договором, «индекс доверия» работодателя будет подорван.
Как правило, с «аварийными» водителями работодатели предпочитают расстаться, а наличие дорожно-транспортного происшествия по собственной вине в трудовой биографии может сыграть злую шутку при последующем трудоустройстве. Так что забывать об этом не следует.