В сумерках или ночью, в тумане и в дождь, на шоссе и в городе совершенно разные условия вождения. Почему не подстраивать под них фары? Поговорим про автомобильные фары и их прогресс.
Система умного света автомобиля
На современных автомобилях появилась система умного света. Она способна не только освещать дорогу впереди машины, но может заглядывать за поворот, дополнительно освещать пешеходов вдоль обочины, и при этом не слепит встречных водителей.
Система умного света обеспечивает пять различных типов световых пучков. Асимметричное распределение света в загородном режиме (езда со скоростью до 90 км/ч по дорогам, изобилующим поворотами и подъемами различной крутизны) позволяет осветить проезжую часть ярче и под более широким углом. Для водителя длина видимого участка увеличивается на 10 м, что позволяет лучше ориентироваться и вовремя реагировать на происходящее впереди.
Как только скорость переваливает за 90 км/ч, включается двухступенчатый режим «трасса». Сначала возрастает мощность ксеноновых ламп (с 35 до 38 Вт), а затем, при скорости свыше 110 км/ч расширяется угол освещения. Результат – мощный световой поток по всей ширине дороги, убивающий темноту впереди на 120 м. Водитель может оценить дорожную обстановку на 50 м дальше, чем с обычными фарами.
Логичным продолжением служит умный «угловой» свет – если водитель встает на перекрестке с включенным «поворотником», противотуманная фара с этой стороны автоматически зажигается, улучшая обзор вбок. Функция активна и в случае, если водитель поворачивает руль на большой угол, а скорость не превышает 40 км/ч.
Осветительный модуль «Хелла» основан на принципе смещающегося прожектора. В обычной биксеноновой фаре электропривод в доли секунды сдвигает линзу из положения «ближний свет» в «дальний». В фаре установлена призма сложной формы, которая заменяет смещаемую линзу.
В различных условиях призма подставляет ту или иную грань под световой поток, обеспечивая несколько режимов: широкоформатный городской; пригородный с учетом рельефа; дальнобойный трассовый; для плохих погодных условий. Немаловажное уточнение – фара перестраивается для работы как в лево-, так и в правостороннем движении.
Чтобы режимы менялись автоматически, использован контрольный блок, собирающий данные от датчиков скорости движения, освещенности, печки, дождя и положения руля. Разработчики даже связали работу фар с навигатором. При езде с его использованием фары заранее узнают, в какой режим им переходить в следующую минуту.
Светодиодная оптика для авто
Светодиоды используют в задних фонарях, благодаря лучшему быстродействию. Они зажигаются быстрее, чем обычные лампы накаливания, а это может спасти жизни и сократить тормозной путь сзади идущего автомобиля. Но и в фарах головного света применяются светодиоды и по мнению инженеров, многосекционные светодиодные фары должны вытеснить ксеноновые.
Например, с ростом скорости возникает необходимость в более мощном свете. Но дальнобойность фары ограничена условием: встречных ослеплять нельзя! Светодиоды позволяют найти компромисс.
За ветровым стеклом устанавливают камеру, следящую за впереди идущими машинами. Камера соединена с компьютером, который контролирует дистанцию между автомобилем и другими объектами и выбирает оптимальную дальность света. «Скорострельность» диодов позволяет в доли секунды увеличивать или уменьшать освещенную зону, не допускать ослепления водителей и обеспечивать максимальную световую отдачу.
Следующий шаг развития автомобильного света – лазерные фары. Лазерные фары экономичнее не только «ксенона», но и в два раза – обычных светодиодов: на каждый затраченный ватт энергии они генерируют не 100 люменов, а 170. При этом они компактнее, но дороже.
Статьи по теме
- Светодиодные фары для авто. Преимущества и недостатки
- Вопросы про ксеноновые фары и лампы
- Какие выбрать лампочки для автомобиля?
Что ещё почитать