У начинающих автолюбителей возникает вопрос: можно ли смешивать масла разных производителей, категорий и классов вязкости? Давайте разбираться.
Если масло разных производителей
Любое масло состоит из основы и набора присадок, которые придают базовому маслу-основе индивидуальные качества. В возможной несовместимости основ разных производителей кроется первая проблема – у разных производителей разные технологии и способы производства основы, которая в итоге может обладать различными физическими свойствами (особенно это касается синтетики).
Из-за неодинаковости основ могут возникнуть проблемы при смешивании достаточно одинаковых синтетических масел, но от разных производителей. Происходит это потому, что в действие вступает гораздо более серьёзный фактор – присадки!
Масло для двигателя бывает разных категорий, в зависимости от вязкости и температурного режима работы. Подробнее в статье “как выбрать масло для двигателя”.
Если масло разных категорий
Мы рассмотрели простой случай – а представьте, если смешиваем ещё и масла разных категорий: например минеральное и синтетическое. Одна из десятков возникающих проблем: минеральное масло, в отличие от синтетического, не обладает стабильной вязкостью, и в нём необходимо использовать соответствующую присадку, и вот как она повлияет на синтетическую составляющую смеси – и это всего одна проблема. Более того, непонятно как будут взаимодействовать присадки между собой с течением времени.
Поэтому категорически не рекомендуется смешивать разные масла – сложно предугадать, что получится в итоге. Основными проблемами, которые могут возникнуть, являются следующие:
- Загрязнение двигателя – закоксовывание колец, отложение шлака и т.п.
- Выпадение в осадок части присадок либо снижение эффективности их действия
- Повышение вязкости масла вплоть до его полного сворачивания и забивания маслопроводящих каналов
Итог может быть плачевен – необходимость капитального ремонта двигателя либо приближение к нему семимильными шагами.
Почему смешивают масло для двигателя?
Вроде убедились, почему нельзя смешивать различные масла. Но почему этот вопрос постоянно возникает и не теряет актуальность? Причины просты:
- Иногда возникает ситуации тяжёлого выбора: при невозможности срочно долить то же масло рискнуть и долить другое.
- Глобализация и унификация могут иметь положительное действие и на рынке масел: основы и в особенности присадки производятся не большим количеством производителей, что существенно уменьшает проблемы их совместимости, более того – производители знают эту проблему и постепенно стараются её нивелировать.
- Положительные примеры тех водителей, которые не имели (или не заметили) отрицательных последствий увеличивают влияние фактора земноводной асфиксии (проще – жаба душит), если где-то завалялось полканистры казалось бы неплохого масла.
Здесь каждый водитель принимает решение сам: готов ли он рискнуть ради сиюминутной экономии денег/времени/уменьшения проблем или нет. Если «таки да» – прислушайтесь к общим рекомендациям, которые призваны уменьшить вероятность возникновения проблем:
- Никогда не смешивайте масла разных типов (минеральное и синтетическое, к примеру)
- Как крайняя мера, можно смешать масло одного производителя, но разного вида (например, синтетику Mobil 5W30 и синтетику Mobil 5W40). Желательно позже поменять масло и фильтр.
- Долив до 10% схожего масла не должен повлиять на его свойства (примерно столько масла остаётся в двигателе при его замене)
- Разное масло и разных производителей – только в крайнем случае.
Все равно, помните, что Вы и именно Вы рискуете, смешав масло!
P.S. Сам был в этой ситуации – в машине была залита синтетика Elf 5W40, которое я нигде не мог найти. В итоге принял решение, что синтетическое масло компании Total 5W40, с которой Elf входит в один концерн, будет достаточно близко по основе и присадкам. Добавив 20% этого масла я ничего не потерял. Но это было МОЁ решение…
Статьи по теме
- Стоит ли покупать оригинальное фирменное масло для авто?
- Присадки для двигателя. Есть ли от них толк и польза?
- Нужно ли промывать двигатель при замене масла?
Комментарии
Во-первых, производителей основ масел не так уж много (речь не о производителях масел, которые зачастую оказываются просто фасовщиками). Производителей пакета присадок – всего 2 или 3. Выпускаемые масла должны смешиваться между собой без выпадения в осадок пакетов присадок и ухудшения свойств – это записано в самих стандартах на производство масел. А теперь вопрос, зачем рекомендуют не менять производителя масла – это чисто коммерческий интерес не упустить покупателя, ведь страшилки о поломке двигателя и расходы на промывку, зачастую отпугивают людей выбрать другого производителя масла. Я не раз смешивал масла разных производителей – ничего не происходит, ни осадка ни изменения вязкости (по крайней мере на глаз по стеканию с щупа). Рекомендуют промывать промывочным маслом – а что такое промывка, минералка с повышенным содержанием моющего компонента. После слива промывочного масла, его ещё около литра останется в двигателе, и будет смешано с новым маслом – но это почему-то не беспокоит производителя синтетики, я догадываюсь почему.
По поводу масел постоянно ведутся споры, что лучше, выбирают скорее по рекомендациям других людей, мнение которых тоже основано на рекомендациях. Кто боится – тот пусть меняет как написано в мануале, я для себя вывод сделал – надо доверять проверенной информации а не гаражным байкам.
Любые масла можно смешать, чем собственно производители масла и занимаются, вы что думаете…что купив допустим Castrol EDGE 5w30 вы покупаете канистру некоего однородного вещества маслянистого вида? На самом же деле в этой канистре гидрокренкиговая основа (что по сути минералка с высокой очисткой) в количество доходящей до 40-45% и смесь синтезированных масел с разной степенью вязкости, что и дает нужную консистенцию.
Причем, был судебный случай, в котором British Petroleum отстояли право называть масло fully sintetic при условии, что содержание в нем синететического масла более 50%…Ну прямо как с соками из пачек или кто то думает что они свежевыжатые? И можно не только смешать aral или liqwi molly с shell & mobil, а вообще абсолютно любые масла, даже имеющие разную основу – ничего не случится, проверено многократно на всех моих машинах. Ничего не залегло, не закоксовалось и не прогорело.
Что ещё почитать