Если удерживать стрелку тахометра в промежутке от оборотов максимального момента до оборотов максимальной мощности, то разгон получится максимальным. Поговорим о тюнинге коробки передач, с чего начать модернизацию трансмиссии?

Для чего делается тюнинг коробки передач?

Для наилучшей разгонной динамики трансмиссия должна позволять мотору как можно дольше работать в “правой” зоне тахометра. Добиться этого несложно: нужно, чтобы передаточные числа коробки были близки друг к другу. Тогда при переключении “вверх” обороты упадут не намного, мотор вновь окажется “в моменте” и сможет резво ускорять автомобиль.

“Близкие” ступени коробки помогут при переключении “вниз”: даже на высокой скорости можно смело включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя при этом выскочить в красную зону на тахометре.

Ряды передаточных чисел стандартных коробок имеют огромные “дыры” между соседними ступенями. Например, у многих машин велика разница между передаточными числами первой и второй ступеней, в результате чего страдает синхронизатор. Достается и водителю: чтобы обеспечить автомобиль приемлемым запасом тяги после переключения на вторую передачу, нужно еще на первой, выслушивая рев мотора, хорошенько его “выкрутить”.

Как с этим бороться? Выход один: сохранив корпус коробки, заново изготовить оригинальные валы и шестерни. Для владельцев отечественных машин есть приятное обстоятельство: опыт подобного рода переделок немалый.

Тюнинговые ряды для коробки передач

На рынке есть многочисленные варианты тюнинговых трансмиссий для отечественных авто, разработанных с использованием спортивного опыта. Рядов предлагается множество: “шестой”, “восьмой”, “одиннадцатый”, “восемнадцатый”… Отличаются они передаточными числами и характером, который они сообщают автомобилю. Например, “восьмой” и “двенадцатый” ряд близки к серийному и с слегка форсированными моторами неплохо подходят для динамичной езды. Другое дело — “шестой” и “седьмой”. Оба имеют шесть ступеней, прекрасно согласуются с “заряженными” двигателями и позволяют выступать в гонках.

Все тюнинговые ряды строятся по одному принципу. Низшие передачи существенно “длиннее”, т.е. более скоростные чем у серийных коробок. Высшие — наоборот, “короче” и ближе друг к другу. Такой подбор передаточных чисел усложняет процесс трогания с места, зато потом поведение автомобиля меняется кардинально: уже на первой-второй, “выкрутив” мотор до отсечки, можно разогнаться до скорости, где будут уместны четвертая и даже пятая передачи!

Не менее интересной становится быстрая езда. Если пятая передача уже “раскручена” и обороты высоки, можно без проблем перейти даже не на четвертую, а сразу на третью ступень и сделать разгон еще более интенсивным.

Устанавливая в коробку новую “начинку”, следует помнить, что не каждый ряд сможет нормально “уживаться” с серийной главной передачей. Здесь вариантов разработано тоже немало: можно установить тюнинговые “пары” с передаточным числом 3,9; 4,1; 4,3; 4,5; 4,7 и даже 5,125. А можно установить так называемую короткую “кулису”, которая изменяет передаточное отношение привода переключения. Стоит это недорого, зато оперировать коробкой будет проще.

Есть ли варианты более экстремальные, нежели замена ряда? Можно собрать гоночную кулачковую “шестиступку”. Такая коробка позволяет гонщикам переключаться без выжима сцепления и существенно сокращает время разгона. Но чтобы ездить на “кулачке”, одних только денег мало, нужно уметь ей пользоваться. Да и шумит она сильно — примерно как серийная без масла.

Поговорим о сцеплении для тюнинга. Если речь об автомобилях, “заряженных” без наддува, то 150-170 Нм крутящего момента, развиваемые тюнинговыми моторами, без проблем переваривает стандартный механизм. Только порекомендуем использование сцепления надежной фирмы — например, Luk или Sachs.

Статьи по теме
  • Тюнинг сцепления – виды фрикционных накладок
  • Тюнинг подвески: кинематика и угловая жесткость
  • Тюнинг ходовой части автомобиля. С чего начинать?
Что ещё почитать