Все больше автомобилей оснащаются дисковыми тормозами. Причем и спереди и сзади. Отечественный автопром до сих пор отдает предпочтение задним барабанным, а не более современным и эффективным дисковым тормозам.
Передние дисковые тормоза
На ВАЗах можно встретить 3 тормозных дисков. Первый – от автомобилей ВАЗ 8 и 9-й серий. Он основан на небольшом, рассчитанным на 13-дюймовое колесо, невентилируемом тормозном диске. Этот вариант вызывает наибольшее число нареканий. Испытания показали его малую эффективность при динамичной езде. Второй – от ВАЗ-21102 и 2111. Эти “диски” также под 13-дюймовые колеса (диаметр диска 239 мм), но вентилируемые и их характеристики лучше.
Третий – самый серьезный. Тормозной диск большой, рассчитан на 14-е колеса, вентилируемый (диаметр диска 257 мм). По всем тестам показывает наилучшие результаты и устойчивую работу в условиях длительных нагрузок. Такими тормозами оснащаются машины с 16-клапанным двигателем (ВАЗ-21103 и 2112).
Настоящим спортсменам этого мало. На автомобиль устанавливаются 15 (и даже больше) дюймовые вентилируемые диски. Такие диски производятся рядом компаний, причем западными и нашими. Официального сертификата на такие тормозные диски АвтоВАЗ не давал. Так что купить и поставить можно, но никто гарантию не даст. ГИБДД также запрещает такие переделки.
Задние тормозные диски
Наш автопром упорно комплектует автомобили задними барабанными тормозами с их врожденными недостатками. Так, при активной езде они сильно греются и теряют свои свойства. Кроме того, довольно часто приходится подтягивать ручник (особо резвым – каждый месяц). Также причиняет массу неудобств факт, что проверить состояние тормозных колодок барабанных тормозов сложнее, чем дисковых.
На задние колеса «Жигулей» можно поставить дисковые тормоза. Существует несколько вариантов. Первый – итог смекалки и кулибинства. На гоночные «восьмерки» ставятся дисковые тормоза от «Оки». Но возникает ряд проблем.
Установленные на ВАЗ задние дисковые тормоза, являясь более эффективными, чем барабанные, начинают осуществлять свои функции слишком хорошо. Это сказывается отрицательно на управляемости. Машина начинает «вилять задом» при торможении. Это происходит из-за того, что тормоза автомобиля «Ока» не рассчитаны на работу в качестве задних тормозных механизмов. Для этого их нужно было бы сделать примерно на треть менее эффективными. Этот перекос приводит к тому, что мастерам приходится искусственно перекрывать тормозную магистраль, идущую на задние колеса.
Кстати о тормозном контуре. Это еще один элемент модернизации. На ВАЗах контур выполнен по диагональной схеме (т. е. левое переднее и правое заднее колеса – один контур, а второй – соответственно другие два колеса). При установке задних дисковых механизмов приходится делить контуры по новой, т. е. перед отдельно, зад отдельно.
При «окушковом» варианте ручник в его естественном понимании уходит, и его место занимает гидравлическая система, которая хороша для спортсменов в качестве резервной системы торможения, но ни для гражданских машин. Как ни крути, а такая система получается довольно сложная. И переделок много, а узел-то крайне ответственный.
Самый правильный способ – поставить заводские диски. Официально задние дисковые тормоза завод не устанавливает, но существовал проект таких тормозов на ВАЗ-2112. Эти тормоза прорабатывались, но в силу ряда причин в серию не пошли. Цена на них великовата, но зато, кроме установки, никаких других переделок не требуется. И разводка тормозных трубопроводов, и тросовый ручник, и все остальное сделано конкретно для ВАЗов. Специалисты по тюнингу рекомендуют использовать именно этот вариант задних дисковых тормозов на автомобили ВАЗ.
Итоги
Помните: никогда нельзя переоценивать себя и свой автомобиль. Лучше заблаговременно нажать на педаль, чем каждый раз испытывать на прочность свои тормоза, рискуя собственной жизнью.
Статьи по теме
- Модернизация тормозной системы автомобиля
- Переделка передних и задних тормозов классики
- Классификация и выбор тормозных колодок
Что ещё почитать