При тюнинге двигателя увеличение мощности доходит до 30%, что превышает расчетную нагрузку сцепления, которое начинает пробуксовывать и не передавать весь поток мощности от мотора к колесам. Возникает вопрос: что делать со сцеплением? Ответ – менять на спортивное!
При форсировании двигателя сцепление меняют, чтобы оно соответствовало возможностям двигателя, так как серийное сцепление не “держит”. Если стартовать с места при драг-рейсинге, то оно вообще становится одноразовым. Немного передержал – и запахло горелым. Начинается процесс стремительного разрушения. Постоянно пробуксовывающее сцепление сильно нагревается, а поскольку теплостойкость органических накладок не превышает 250°С, накладки перегреваются, теряя коэффициент трения и растрескиваются.
Виды фрикционных накладок
Рассмотрим спортивное сцепление с накладками, выполненными из материала FiberTuff. В его состав входят керамический наполнитель, углеродное волокно и кевлар. Это материал разрабатывался как альтернатива органическим основам. По фрикционным качествам эти накладки похоже на органические, но обладают повышенной четкостью включения сцепления. Износостойкость накладок FiberTuff в 2-4 раза выше органических. Теплостойкость до 400°С. Ведомый диск с такими накладками рекомендуется тем, кто днем ездит на работу, а ночью стартует в стрит-рейсинге.
Экстремальные условия эксплуатации сцепления обусловили появление в автомобилях металлокерамических дисков. Металлокерамика бывает алюминиевая и чугунная. Для большинства сцеплений применяют металлокерамические накладки, изготовленные на медной основе. Они обладают высоким коэффициентом трения и выдерживают высокие температурные режимы (до 600°С). Они популярны в автоспорте и тюнинге, поскольку при равных размерах диска передаваемый крутящий момент может возрасти вдвое. Недостаток – их “агрессивность” к сопряженным деталям. Они быстро изнашивают поверхности трения маховика и прижимного диска корзины. Посему рекомендованы для эксплуатации на гоночных машинах.
Бескомпромиссным вариантом накладок является сцепления на базе углеродных композитов. Главная особенность в том, что прижимной и ведомый диски, а также сопряженная поверхность маховика выполнены из углерода. Он обеспечивает необходимый коэффициент трения (поскольку коэффициент трения углерода по чугуну очень низкий) и максимальную износостойкость. Этот механизм обладает неимоверным температурным пределом (2500°С). Долговечность в пять выше “органики”. Единственный недостаток – высокая стоимость.
Диски в виде трехлучевой звезды с тремя кнопками используют в ситуациях, когда требуется передача максимальной мощности при минимальном весе узла. Применяются в спортивных автомобилях, ибо включаются резко, с пробуксовкой ведущих колес.
Четырехкнопочные диски имеют форму креста, работают мягче трехкнопочных и “живут” дольше.
Шестикнопочные диски – самые плавные и долговечные из тюнинговых дисков, рекомендуются для кольцевых и раллийных автомобилей. В определенных случаях и для серийных машин.
Восьмисегментные накладки – для использования на серийных автомобилях, где мощность сцепления и высокотемпературные качества предпочтительней плавности включения сцепления.
Для дисков тюнинговых сцеплений производители используют качественные материалы и термообработку, что позволяет выдерживать нагрузку в 2-8 раз выше заводской. Но помните: многие тюнинговые сцепления – это оригинальный каркас с более качественными накладками.
Статьи по теме
- Облегченный маховик. Зачем нужен и что даёт?
- Тюнинг трансмиссии – что дает изменение главной пары?
- Тюнинг коробки передач автомобиля. С чего начать?
Что ещё почитать